Выход из кризиса в сельском хозяйстве

Наш собеседник, Петр Александрович Чекмарев, – один из самых опытных аграриев страны. Возглавлял хозяйство, район в Татарстане, 10 лет – Департамент растениеводства МСХ РФ, д.с.-х.н., академик РАН, председатель агрокомитета ТПП РФ, зампред кабмина Чувашии – полномочный представитель ЧР при Президенте РФ. Беседу записали дистанционно!

Успешное проведение посевной кампании в этом году – спасение страны на год и на будущую перспективу

Петр Александрович, вопрос, волнующий всех: как повлияет коронавирус на сельское хозяйство?

– Понятно одно, в любых условиях самым главным, жизненно важным фактором для человека есть и будет продовольствие. В этой сложной ситуации каждая страна будет изолироваться от других настолько, насколько это будет возможно. Поэтому для каждой страны продовольственная безопасность будет стоять на первом месте, и это не в отдаленной перспективе, а в ближайшее время. Для нас в первую очередь важна наша продовольственная безопасность.

Как ее обеспечить нам сегодня в непростых условиях самоизоляции и ограничения передвижения? Кроме того, может сложиться такая ситуация, что будет ограниченное логистическое сообщение и между регионами, и к этой ситуации также необходимо готовиться. Для преодоления этих трудностей необходимо задействовать все имеющиеся ресурсы. Одними из главных помощников в этом деле являются хозяйства населения. Они вносят существенный вклад в производство продукции растениеводства и животноводства, особенно картофеля, овощей, фруктов, ягод, молока и мяса. При этом каждый житель, имеющий сад, приусадебный участок и огород, должен самостоятельно создать личную продовольственную безопасность по многим видам продуктов. Для этого необходимо популяризировать огородничество с применением правильных агроприемов, а также помогать этим производителям, особенно при сбыте продукции.

Что делать?

– В первую очередь организованно провести весенне-полевые работы этого года. Они уже идут, и неплохо. Несмотря на сложные природно-климатические условия, работы на полях во многих регионах начались раньше на две недели. Но посевная проходит в непростых условиях, особенно осложнила работу ситуация с остановкой и изоляцией многих организаций по продаже запасных частей для сельхозтехники, удобрений, ГСМ, усложнилась логистика их поставок.

Кроме того, возросла ответственность руководителей за здоровье каждого человека. Сегодня механизатора и специалиста нужно беречь как зеницу ока, поскольку из-за одного квалифицированного специалиста может многое остановиться. Кроме того, каждый регион вместе с Минсельхозом России должен сформировать балансы прогноза производства продовольствия. Соответственно откорректировать посевные площади под каждой культурой. Нужно отметить, что аграрный штаб Минсельхоза России во главе с министром сельского хозяйства Дмитрием Патрушевым работает в оперативном режиме с регионами и руководством страны. Мы видим, что министр постоянно работает напрямую с президентом страны Владимиром Путиным, докладывает о состоянии отрасли на заседаниях правительства председателю правительства Михаилу Мишустину и в ежедневном режиме ведет работу с руководителями регионов. В сложившихся условиях именно такая работа позволяет быстро и правильно скоординировать действия аграриев и получить хороший результат. Конечно, в этих условиях у министра должно быть максимум полномочий для решения всех вопросов для аграриев в кратчайшие сроки. Ведь успешное проведение посевной кампании в этом году – спасение страны на год и на будущую перспективу.

В связи с падением курса рубля какие сегодня цены на ГСМ, удобрения, ХСЗР и другие ресурсы?

– По данным регионов – а мы, в Торгово-промышленной палате России, мониторим ситуацию как на продовольствие, так и на ресурсы, – к сожалению, цены растут. В условиях этого года, когда цены на нефть сильно упали, для сельского хозяйства нужно снизить стоимость дизельного топлива как минимум до 30 тыс. рублей за тонну. В целом объем потребностей сельского хозяйства для страны небольшой – 4,8 млн. тонн дизельного топлива, это в среднем 60 л на гектар посевной площади. Для нефтяников, добывающих более 540 млн. тонн нефти в год, это было бы не в убыток и стало бы подарком к столу каждого жителя страны.

Мы должны понимать: если в Европе и мире цена на дизельное топливо для сельского хозяйства будет ниже, чем в России, из-за дешевой арабской нефти, мы будем неконкурентны по зерну и другой продукции на внутреннем и мировом рынках. Снижение стоимости ГСМ позволит снизить себестоимость продукции и поднять доходность селян, за счет этого они смогут больше купить техники и других ресурсов. В сельском хозяйстве самая низкая зарплата – это тоже не привлекает людей к сельскому труду.

Необходимо также снизить стоимость электроэнергии для сельхозпроизводства с 6 тыс. рублей в среднем до 2,5 за кВт/ч.

В нынешних условиях существует переизбыток электроэнергии, это дополнительно дало бы снижение затрат на продукцию. И так по всем ресурсам необходимо пересмотреть ценовую политику. Страна в этом не проиграет, в результате мы укрепим продовольственную безопасность и нарастим экспорт сельскохозяйственной продукции, которая, несомненно, будет востребована на мировых рынках и при слабом курсе российского рубля только выиграет.

Нужно понимать, что выручка от нефти и газа будет снижаться. Нам нужно активно идти на мировые рынки с продовольствием, а не только с нефтью и газом. В сложившейся ситуации мы можем и должны выйти из кризиса за счет сельского хозяйства. На увеличение экспортного потенциала нас нацеливает и президент нашей страны, который поставил задачу нарастить экспорт до 45 млрд. долл. Нам нужно считать не только в долларах, но и в объемах – это более показательно.

Кроме того, в сложившихся условиях необходимо принять еще ряд мер. Производство в сельском хозяйстве невозможно остановить, но реализация продуктов снижается. Поэтому необходимо организовать закупки в Росрезерв, интервенционный фонд и в продовольственные региональные фонды такой продукции, как масло сливочное, масло растительное, сахар, также продукции длительного хранения – мясных, рыбных и плодоовощных консервов, крупы и муки. Данные меры позволят сельскохозяйственным товаропроизводителям и переработчикам реализовать произведенную продукцию и погасить свои финансовые обязательства, а также сформировать хорошие продовольственные резервы, так как мы еще не знаем, что нас ждет впереди.

До каких объемов производства может дойти наше сельское хозяйство в ближайшее время?

– Если говорить о зерне, мы можем выйти на уровень 150 млн. тонн, при этом экспортировать до 60 млн. тонн зерна. Расчет очень простой: площадь под зерновыми необходимо довести до 50 млн. га и получить урожайность 30 ц/га. Это реально, нужны ресурсы, они у нас есть, их нужно дать сельскому хозяйству.

По масличным культурам мы можем выйти на уровень до 35 млн. тонн. Растительное масло – это тоже валюта, вполне может конкурировать с нефтью. У нас есть потенциал экспорта растительного масла в объеме до 9 млн. тонн в год, а побочная продукция (шрот и жмых) является ценным продуктом для животноводства и востребована на мировых рынках.

У нас есть ряд позиций, по которым мы должны сделать импортозамещение (молоко, овощи, фрукты и др.). Это порядка 13 млрд. долларов, что явно невыгодно закупать при таком курсе доллара и в грядущей перспективе.

Мы завозим в страну только семян различных культур в объеме 86 тыс. тонн на сумму 24 млрд. рублей. Укрепив собственную науку и базу селекционно-семеноводческих центров, мы сможем эти ресурсы оставить у себя в стране и быть независимыми от семеноводства других стран.

У нас очень большой потенциал в молочном животноводстве. При потребности молока на одного человека в год в 325 литров мы производим всего лишь 208 литров. Нам требуется дополнительно производить более 17 млн. тонн молока, и это реально. То есть дополнительно увеличить поголовье коров еще на 2 млн. голов, с учетом современных технологий и высокопродуктивных пород с удоем не менее 8 тыс. литров в год на корову. Для этого необходимо построить в разных регионах страны, в зависимости от потребителей и специализации, более 3 тыс. молочных ферм.

Это большая работа для науки, промышленности и строительной индустрии. Мы неплохо научились строить и сможем возвести лучшие в мире животноводческие фабрики по производству молока. Хорошим примером служат тепличные комплексы, которые на сегодня являются одними из самых технологичных в мире. Рядом с молочным производством всегда идет производство мяса говядины – это дополнительно даст рост производства мяса.

А как у нас с обеспеченностью техникой? Для такого потенциала производства, который вы описали, необходимо большое количество техники. Есть ли она у нас в производстве?

– К сожалению, это одно из слабых звеньев в цепи по развитию сельского хозяйства. Минпромторг последнее время много делает для развития сельхозмашиностроения.

Налажено производство прицепных сельскохозяйственных машин для почвообработки, сеялок, опрыскивателей, сохранено и модернизировано производство зерноуборочных комбайнов. Но одна главная проблема пока – недостаточное производство тракторов различных тяговых классов: при годовой потребности в 40–45 тыс. единиц производится всего лишь около 8 тыс. единиц разных марок. Средний возраст трактора в сельском хозяйстве составляет 19 лет, а покупательная способность сельхозпроизводителей не позволяет приобретать более 10 тыс. единиц в год. Решать эту проблему необходимо на государственном уровне.

На мой взгляд, субсидирование тракторов должно быть на таком уровне, чтобы средний трактор типа "Беларус" (МТЗ-82) можно было купить за 80 тонн зерна пшеницы третьего класса. Сегодня за такой трактор необходимо отдать 150 тонн зерна. Это, конечно, непосильно.

Посевная площадь всех сельхозкультур в сравнении с 1990 годом снизилась более чем на 37 млн. га. При этом наличие тракторов в 1990 году было 1,3 млн. единиц, зерноуборочных комбайнов – 408 тыс. единиц, а энергообеспеченность составляла 3 л.с. на 1 га, сегодня тракторов осталось 427 тыс. единиц, а зерноуборочных комбайнов – 120,7 тыс. единиц, что составляет 1,46 л.с. на 1 га. Понятно, что на этих лошадиных силах 150 млн. тонн зерна мы не вырастим, нужно перевооружить сельхозпроизводителей достойной техникой, произведенной на наших заводах, и соответственной инфраструктурой. Мы сегодня видим, что к импортной технике запасных частей нет и завезти их в сложившейся ситуации очень сложно и дорого.

А что в этом году с прогнозом по засухе?

– Исходя из цикличности засух и природно-климатических условий прошлого и этого года, вполне возможна засуха на определенных территориях, поэтому нужно готовиться к худшему. Запас влаги в почве во многих регионах минимальный, зимой снега не было, за счет весенних дождей влага пока не восполнилась, реки не полноводные, в ряде регионов уровень воды в колодцах опустился на несколько метров. В лесах снега практически не было или было очень мало – это тоже плохо. Лес, как накопитель и испаритель влаги, будет работать на засуху и лесные пожары. Для того чтобы минимизировать потери, нужно как можно быстрее провести сев во влажную почву и внести достаточное количество минеральных удобрений. Привести в состояние готовности все орошаемые системы – хоть их и немного, но они дадут максимальный эффект. Провести сев в полном объеме на всех территориях – у нас страна большая, и засуха будет не везде, соответственно, будет возможность сделать передвижение продукции из одних регионов в другие.

А как обстоят дела с кадрами на селе? Ведь села сегодня опустели во многих регионах.

– Вопрос очень правильный. За последние 20 лет сельское и лесное хозяйство, по данным Росстата, потеряло 4,8 млн. рабочих. Но в сегодняшних условиях ситуация должна меняться. Во-первых, Минсельхоз России разработал, а Правительство Российской Федерации утвердило программу развития сельских территорий, это очень важно. Далее ее нужно наполнить деньгами по потребности и, на мой взгляд, внести ряд поправок после первого года работы, устранив недостатки, учитывая мнения и предложения регионов, с целью большего привлечения в сельское хозяйство рабочих.

После ситуации с пандемией, я думаю, многие задумаются о возврате на село. Сегодня на село необходимо обратить самое пристальное внимание. Общеизвестно, одно рабочее место в сельском хозяйстве создает от 3 до 7 рабочих мест в переработке и промышленности, а в некоторых подотраслях и до 20 рабочих мест.

Сельское хозяйство – это самый крупный потребитель ресурсов. Только на проведение весенне-полевых работ в стране требуется более 1 трлн. рублей. Почти все отрасли народного хозяйства так или иначе связаны с этой отраслью. Будет сельское хозяйство – будет и продовольствие, и работа пищевой и перерабатывающей промышленности, машиностроителям, энергетикам и др. отраслям. Только растениеводство и животноводство производят продукции более чем на 5,4 трлн. рублей в год.

Как вы относитесь к тому, чтобы привлекать студентов аграрных вузов на уборку урожая?

– Очень хорошо! И не только аграрных вузов, но и профильных учебных заведений среднего специального образования, чтобы молодые люди могли на поле познать своими руками сельское хозяйство. При этом, конечно, нужно правильно организовать их труд, заинтересовать и замотивировать. Кроме того, рассказывать о всех тонкостях и особенностях тех или иных агроприемов, чтобы будущие специалисты получили максимум пользы, а сельхозпредприятия смогли убрать выращенный урожай.

А заключенных?

– На мой взгляд, они должны быть там, где им положено быть. Но они на своих местах тоже должны заниматься производством и создавать продукцию, необходимую для народного хозяйства, – это может быть и производство комплектующих для сельскохозяйственных машин, животноводческое оборудование и др., – тем самым восполнять ущерб, нанесенный обществу. А в ряде мест, где это возможно, полноценно заниматься сельскохозяйственным производством хотя бы для собственных нужд.

Вы в начале беседы говорили о хозяйствах населения. Кроме личных подсобных хозяйств, в эту категорию можно включить и большой отряд дачников. Что бы вы посоветовали этой категории наших читателей?

– Да, многие дачники вносят большой вклад в продовольственную корзину своих семей. В целом по России они обрабатывают более миллиона гектаров земли на своих участках. Мастерству многих можно позавидовать. У некоторых на участках представлен большой набор плодовых, ягодных деревьев и кустарников, а также разнообразных овощей. Но в последнее время часть дачников увлеклась разведением цветов, выращиванием газонов и других декоративных насаждений.

Что можете им посоветовать?

– Конечно, дача – это самое лучшее место для самоизоляции и здорового времяпрепровождения на свежем воздухе. В этом году посоветовал бы обратить особое внимание на выращивание овощей основных групп у себя на участке, а также, пусть и немного, картофеля.

Что для этого нужно?

– Во-первых, надо подсчитать сколько необходимо на семью и близких овощей, картофеля и другой продукции (понятно, что фрукты и ягоды за один год не вырастишь).

Во-вторых, провести анализ, какими площадями располагаете с учетом замены газонов и цветников под посадку плодоовощной продукции, и сделать план размещения посевов и посадок овощей, картофеля, бахчевых, зеленных и других культур.

В-третьих, закупить удобрения, лучше всего органические, под сформированные площади закупить семена и рассаду нужных сортов и гибридов в зависимости от их использования (в свежем виде, для закладки на хранение или переработку) и сроков созревания.

При правильном подборе сортов различных видов овощей и сроков их созревания можно иметь в наличии овощи с весны до глубокой зимы, не покупая их на рынках или в магазине.

Вот некоторые цифры рекомендованных рациональных норм потребления человеком в год, согласно приказу Минздрава, тех культур, которые можно вырастить самостоятельно и заготовить на зиму: капуста – 40 кг/чел./год, морковь – 17 кг/чел./год, свекла столовая – 18 кг/чел./год, лук репчатый – 10 кг/чел./год, чеснок – 1,5 кг/чел./год, огурцы – 10 кг/чел./год, томаты – 10 кг/чел./год.

Я на своей странице в Instagram (@petr.chekmarev) очень подробно описал тему создания продовольственной безопасности на своих огородах и земельных участках. Так что наши уважаемые дачники в сложившихся условиях могут сами создать себе часть продовольственной безопасности.

Кроме того, посоветовал бы горожанам, которые переехали из сельской местности в город, подумать о возвращении на свою родину, в свои родовые дома, у некоторых они наверняка заброшены. Даже если в дальнейшем не планируете там проживать, все равно отремонтируйте или по возможности постройте заново, – это будет данью уважения вашим предкам, и вам будет приятно возвращаться в родное гнездо. Приведите в порядок заброшенный сад и огород и выращивайте там экологически чистые фрукты и овощи. Вашему примеру последуют близкие, друзья, соседи, а в будущем – и ваши дети. При этом, если не сохранилось ваше село, вы можете его возродить или поселиться в близлежащем. А те, кто решит вернуться на родину в сельское хозяйство, – поверьте мне, вас ждут большие возможности по созданию для себя и ваших односельчан рабочих мест – от земледелия до пчеловодства, разведения различных животных, рыбы, переработки продукции в малых цехах и многое другое. Вы можете работать на селе учителями, врачами.

Особенно я посоветовал бы военным, уходящим в отставку или уже в отставке, переезжать в село на жительство. Вы еще молоды, полны сил и энергии и могли бы вложить эту энергию в сельское хозяйство. Кстати, я бы рекомендовал Минсельхозу России создать службу по переселению горожан, в том числе и военных, на село. Организовать их обучение новым специальностям в аграрном бизнесе, на базе аграрных вузов. Разъяснять желающим переселенцам меры государственной поддержки, подбирать им места для переселения в соответствии с проектами развития в животноводстве, садоводстве, льноводстве и других направлениях, где нужны рабочие руки и хорошие специалисты.

В завершение хочу пожелать всем, кто работает на земле, здоровья, больших успехов в вашем нелегком, но очень важном для всей нашей страны труде!


Интервью подготовила Шамсят Кагерманова.

Источник: https://www.sgazeta.ru/page10888563.html