Максим Альбертович, как Вы оценивается ситуацию в IT-отрасли и как будет развиваться ситуация в ближайшие месяцы?
Первый квартал 2020 года можно считать относительно стабильным, но уже в апреле наши партнеры стали фиксировать падение доходов, что достаточно предсказуемо и относится практически ко всем отраслям экономики России и мира.
Сейчас есть другая проблема, над которой нужно работать органам власти, объединениям предпринимателей – сокращение расходов компаниями-потребителями услуг IT-сектора, и эта проблема будет нарастать. Компании сокращают бюджеты на цифровую трансформацию, закупку оборудования, приобретение программного обеспечения, расходы на услуги в сети «Интернет». Все сводится до обязательного минимума, который позволяет функционировать. Уже в мае-июне месяце IT-компании будут вынуждены ставить вопрос о сокращении расходов на персонал – главную ценность IT-отрасли.
Это проблема только малых и средних компаний IT-компаний?
Нет, данной тенденции подвержены все. Крупный бизнес, имеющий представительства за рубежом уже начал разрабатывать планы по сокращению численности иностранных представительств. Тут я не буду приводить имена компаний, это может повредить их имиджу, но они у всех на слуху, отечественные лидеры.
А что скажете о персонале? Насколько отечественные айтишники преданны своим компаниям?
По той информации, которую мы получаем от бизнеса, сотрудники в большинстве своем готовы переживать трудности вместе с компанией, но есть и обратная сторона. Иностранные IT-компании, пользуясь ситуацией, занимаются активным «хантингом» на российском рынке айти специалистов, предлагая более высокую зарплату и интересные условия труда. Тут им играет на руку курс национальной валюты.
Скажите, а меры принимаемые Правительством РФ позволяют говорить о поддержке отечественного сектора IT в сравнении с мерами поддержки традиционных отраслей?
Тут необходимо заметить, что IT-сообщество никогда не относилось к наиболее «говорящей» части российского бизнеса. Они не считают себя в полной мере пострадавшими, но настойчиво обращают внимание на то, что в России должен быть не перечень отдельных отраслей, пострадавших от пандемии, а факт признания того, что от нее пострадал весь отечественный бизнес. Я согласен с этим утверждением.
Специальных мер поддержки для IT мы не видим и это вопрос не к Правительству, а в первую очередь к Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Нужно внимательно подумать какими выйдут из этого периода малые и средние компании, сколько их останется, и как просядут отдельные сегменты рынка информационных технологий. Пока мы не видим их внимания к этому вопросу. В результате мы можем очень сильно откатить назад по внедрению технологий, развитию проектов и в целом по реализации Национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации». Сейчас я о его реализации на местах, а не о ключевой роли крупного бизнеса, которому профильное министерство уделяет большую часть своего внимания.
Максим Альбертович, а что по вашему мнению необходимо сделать для отечественного IT-бизнеса, чтобы поддержка стала реальной и ощутимой?
Мы неоднократно говорили, что для эффективной реализации мер поддержки сектора информационных технологий необходимо объединение усилий трех ведомств – Минсвязи, Минэкономразвития, Минпромторга России. У коллег из Минэкономразвития и Минпромторга больше успешных кейсов по внедрению программ поддержки, которые прошли апробацию временем.
У Минэкономразвития инфраструктура поддержки МСП в регионах, которая может помогать и IT-бизнесу и быть проводником мер поддержки, которые будет предлагать Минкомсвязи.
Для начала давайте посмотрим на программы кредитования. Сегодня мы можем констатировать, что IT-бизнес не может ими воспользоваться. У сектора своя специфика: низкая залоговая база, облачные активы, что позволяет банкам принимать решение об отказе в финансировании. IT-бизнес обслуживается в удобных, цифровых банках и одновременно не дорогих. Это не топ-5 отечественных банков, поверьте мне. И один из популярных ответов банка при обращении за финансированием сейчас один – вы не обслуживаетесь в нашем банке, у вас нет у нас «зарплатного проекта», извините.
Программы кредитования должны быть простыми. Потеряли большую часть контрактов, упал объем заказов – получите льготное финансирование на выплату заработной платы, на оплату текущих обязательств, рефинансирование действующих кредитов.
Также, нужно задуматься и о заказчиках IT-сферы. Они должны получать поддержку только при условии сохранения своих контрактных обязательств перед исполнителями, которых они наняли до наступления сложных времен. Если Вы, к примеру, в ноябре 2019 года заказали услуги IT-компании со сроком исполнения обязательств до конца 2020 года, а в мае 2020 получили поддержку, то исполняйте свои обязательства.
Также, необходимы лизинговые схемы на приобретение компьютерной техники, программного обеспечения, оргтехники, которые субсидируются государством. Это поможет оживить спрос, рынок.
Вы не говорите о налоговых льготах, почему?
Мы понимаем, что государство также находится в сложной ситуации, и надо отдать должное – справляется с ней. Налоговые льготы или отмены налоговых платежей – традиционное желание бизнеса всех стран, но не вполне реализуемое.
Эти меры должны быть аккуратными, точечными. А вот оперативная ревизия неналоговых платежей, которые увеличивают нагрузку бизнеса – необходима. Отмечу, что часто бизнесу даже не объясняют почему они должны платить.
К примеру, однозначно необходимо отменить сбор вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях («авторского сбора») с IT-оборудования по перечню, определенному Постановлением Правительства. Этот сбор не идет в доход государства и оно не чувствует нагрузку, которая ложится на бизнес. Отмените, а бизнес сможет предложить более низкую цену. Это все можно посчитать и проверить в век информационных технологий и тех возможностей, которые имеет ФНС России.
Безусловно, это как один из примеров, но достаточно яркий, требующий решения.
Максим Альбертович, т.е. с налогами нужно оставить все как есть?
Мы постоянно работаем над предложениями над повышением качества администрирования в интересах добросовестного бизнеса, а IT-компании в большинстве своем именно такие. Нужно вносить такие изменения в Налоговый Кодекс, которые позволят развиваться, не нарушая баланс интересов государства и бизнеса.
Так, необходимо внести изменения с целью упрощения порядка заявления и последующего подтверждения налоговой льготы по НИОКР, особенно для тех случаев, когда соответствующие работы привели к получению патентов на объекты интеллектуальной собственности.
Для продвижения отечественной высокотехнологичной продукции на зарубежных рынках нужно пересмотреть предельные размеры для вычета рекламных расходов (не выше 1% выручки от реализации) и представительских расходов (не выше 4% процентов от расходов налогоплательщика на оплату труда) из налогооблагаемой прибыли. Мы подготовили эти предложения в адрес Правительства России и не только эти.
А как на счет привлечения малого и среднего бизнеса к реализации крупных государственных проектов?
Как я уже говорил, профильное Министерство делает ставку на взаимодействие с крупными игроками из сферы IT, телекома, компании с участием государственного капитала, что фактически отсекает малый и средний бизнес. К примеру, сейчас мы обратились в Минкомсвязи с предложением подключить к развертыванию бесплатного доступа к социально значимым ресурсам на основе использования обратных прокси серверов/системы доставки контента (CDN) малые и средние компании. Ожидаем реакцию министерства.
Часто мы слышим, что в малых и средних компаниях сомневаются с позицией их надёжности. Тут ТПП РФ готова предложить собственный инструментарий – Реестр надежных партнеров ТПП РФ, который мы ведем на протяжении нескольких лет, проверяем контрагентов и свидетельствуем их надежность.
Но ведь существуют компании, высокотехнологичные, предлагающие специальные базы для проверки контрагентов?
Да, существуют, и с некоторыми у нас сложились устойчивые партнерские отношения. Это ведь IT-компании, в первую очередь. Но есть нюансы. Они предоставляют справочную информацию на основе отчетности, раскрываемой компаниями, но не анализируют ее предметно, не проверяют оффлайн компании.
При этом, действующее законодательство не позволяет данным компаниям иметь оперативную информацию о деятельности бизнеса в квартальных отрезках. Данную ситуацию необходимо менять на Правительственном уровне. В 2020 году потребность предпринимателей в получении оперативной информации о контрагентах будет возрастать и государству необходимо реагировать соответственно.