Владимир Гамза: Нефть стала труднореализуемыми отходами, а не «чёрным золотом»

Острая тема, поднятая в нашей публикации: Лев Гарамов: «Нефтяной кризис – репетиция перед наступающим дефолтом мировой экономики?» находит продолжение в комментариях ведущих российских экспертов. На вопросы руководителя Департамента по коммуникациям МХ «Регионы России» Дмитрия Киселева ответил председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза.

Владимир Андреевич, начнем с глобального. Ждать ли обвала мировой экономики или повального неисполнения обязательств?

Если цены на нефть будут держаться в пределах 20$, то ключевые игроки-нефтедобытчики столкнутся с дефолтом. Совершенно очевидно, они не выдержат такой цены, и дальше, конечно, пойдет цепочка неисполнения обязательств. Но я все-таки надеюсь, что разум восторжествует. Это как война на самоуничтожение сейчас между нефтедобывающими странами. Наверное, когда-то наступит протрезвление, амбиции придется убрать куда-нибудь подальше, наступить на горло собственной песне лидерства. Надеюсь, что так произойдет, иначе это плохо закончится для властей, которые сегодня принимают такие решения.

Для разрешения ситуации необходима новая договоренность, сокращение нефтедобычи?

— Другого варианта нет. Иначе появится выражение, что нефть — это труднореализуемые отходы производства. Было черное золото, а теперь труднореализуемые отходы.

Ситуация с распространением коронавируса в значительной степени повлияла на финансовый сектор. К каким последствиям может привести неограниченная эмиссия валюты центральными банками ряда стран, в том числе США?

— Можно осуществлять неограниченную эмиссию, но она приведет к дикой инфляции, которая обесценит вообще все и вся, что приведет к дефолту.

Но, с другой стороны, я не думаю, что ведущие страны пойдут на такое безумие. Венесуэла, где правит такая идеология, может себе позволить это делать, но есть соответствующие системы управления в развитых странах, которые не позволяют принимать такие безумные решения.

Совершенно очевидно, что странам придется пойти на определенную эмиссию для того, чтобы не остановить экономику. Самое главное в условиях кризиса всегда — это сделать все для того, чтобы экономика не остановилась, чтобы продуценты работали, а потребители покупали. Чтобы даже в условиях определенного падения экономика продолжала функционировать, продолжали функционировать продуценты и потребители. Если это не остановить, если это не удержать, наступает замкнутый круг, все покатится вниз. Например, 30-е годы в Соединенных Штатах, нулевые годы в России.

Как Вы считаете, наша страна сможет избежать такого исхода?

— Я думаю, что да. Мы зависим, прежде всего, от нефти, от сырьевых товаров. Если мы здесь решим эту проблему, то дальше экономика у нас способна выдержать определенные падения, восстановиться. Поэтому все-таки для нас ключевой вопрос — это цены на сырьевые товары.

Считаете ли Вы, что причина кризиса, прежде всего, заключается в разрушении мировых сырьевых договоренностей?

— Дмитрий, ну сколько надо иметь ума для того, чтобы в условиях тренда снижения темпов роста мировой экономики, в развитии коронавируса взять еще  и уронить цены на нефть?

Источник: https://www.gosrf.ru/vladimir-gamza-neft-stala-trudnorealizuemymi-othodami-a-ne-chyornym-zolotom/