Принятая Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации имеет стратегическое значение, поскольку задает вектор развития отечественного сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности в целях обеспечения населения безопасной, качественной и доступной сельхозпродукцией. Необходимость обновления Доктрины 2010 года назрела давно и обусловлена изменившимися внешнеэкономическими условиями: вступлением России в ВТО (2012 г.), и введением в адрес России санкций из-за Крыма (2014 г.).
Очевидно, что с учетом выраженной импортозависимости России по продукции АПК необходимо обеспечить адресную поддержку со стороны государства тем отраслям сельского хозяйства, в которых наблюдается дефицит собственного производства.
Это в первую очередь молочная отрасль (при потребности в 48 млн тонн в год в России производится всего 30 млн тонн в год, дефицит 18 млн тонн), производство фруктов и ягод (дефицит 11,5 млн тонн), овощей и бахчевых культур (дефицит 4,2 млн тонн). Доля импортного племенного материала в птицеводстве достигает 80-90%, семян сахарной свеклы - около 80%, кукурузы - 45%, подсолнечника - 50%, картофеля- 80%.
Велика также и зависимость от иностранных поставщиков по многим видам техники и технологий агропромышленного производства, поскольку российский бизнес сегодня выбирает готовые зарубежные решения. Для решения этой задачи необходимо предусмотреть достойное и достаточное финансирование отечественных исследований и разработок, особенно в сфере селекции и генетики.
В целом, реализация Доктрины потребует внесения изменений в ряд нормативно-правовых документов в сфере развития агропромышленного комплекса. Поэтому основная задача бизнеса и научного сообщества сейчас заключается в том, чтобы подготовить перечень конкретных мер и практических предложений для плана реализации Доктрины, которые будут способствовать эффективному решению существующих проблем и достижению всех запланированных результатов.