В проектах двух новых кодексов бизнесу не всё понравилось — Сергей Катырин

Торгово-промышленная палата России (ТПП РФ) в рамках оценки регулирующего воздействия на бизнес проанализировала два законопроекта — нового «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (КоАП) и нового «Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (разработаны Минюстом РФ) и сформулировала ряд замечаний.

Об этом ИА REGNUM рассказал глава ТПП РФ Сергей Катырин.

В новом КоАП РФ, сообщил Сергей Катырин, учтены предложения Палаты.

Так, юридические лица и индивидуальные предприниматели, в отношении которых осуществляется госконтроль (надзор) будут теперь привлекаться к ответственности за совершенное административное правонарушение только по результатам проведения контрольно-надзорного мероприятия. Это поможет избежать многих ошибок, убеждён Сергей Катырин.

Такой вид административного наказания, как административное приостановление деятельности, в новом КоАП переименован в административный запрет деятельности, но главное при этом, что предельный срок его назначения, как и предлагала ТПП РФ, сокращён с девяноста до тридцати суток. «Это сокращает риск «потери темпа» и разорения бизнеса», — отметил глава федеральной палаты.

А за первое негрубое административное правонарушение, выявленное в ходе госконтроля (надзора) или муниципального контроля, административный штраф, если нет отягчающих обстоятельств, может быть заменён на предупреждение.

Есть ряд и других изменений, продиктованных новыми реалиями, с которыми бизнес согласен, но, по словам главы ТПП РФ, не все нормы нового КоАП РФ отвечают современным условиям ведения предпринимательской деятельности.

«Не вполне обоснованным видится отнесение административных правонарушений, посягающих на конкуренцию, к категории грубых. Последствия-то от таких правонарушений сугубо экономические», — сказал Катырин.

Не ясно, по его словам, и то, почему установлена отдельная административная ответственность в виде оборотных штрафов на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (от одной тысячной до одной сотой совокупного размера суммы выручки) за воспрепятствование деятельности должностных лиц антимонопольного органа по проведению проверок или за уклонение от таких проверок. Дело в том, что в другой статье нового КоАП РФ уже есть административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), к числу которых отнесен и ФАС.

«Бизнес не понимает, зачем об одном и том же говорить два раза?» — выразил недоумение глава предпринимательского объединения.

Вызывает у бизнеса непонимание и проявившаяся в Особенной части нового КоАП РФ тенденция завышать ответственность граждан, предпринимателей и юридических лиц на фоне явно заниженной ответственности должностных лиц госорганов за неисполнение своих обязанностей, за нарушение прав и свобод граждан.

Так, за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан предлагается чиновников штрафовать на пять-семь тысяч рублей, за нарушение права на получение государственных и муниципальных услуг — до 1,5 тысячи.

«Но вот на индивидуального предпринимателя за формальное нарушение в ходе проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах может быть наложен штраф в размере уже от пяти до десяти тысяч рублей, а на юридических лиц еще на порядок больше — от шестидесяти до восьмидесяти тысяч рублей», — привел пример Сергей Катырин.

Не может быть, отметил он, поддержано бизнесом и совершенно экономически необоснованное увеличение в шесть раз размеров штрафов за некоторые нарушения правил дорожного движения. Если говорить о бизнесе, то, если автомобиль принадлежит организации, вся финансовая нагрузка по уплате таких штрафов ляжет на плечи именно предпринимателя.

Резюмируя Сергей Катырин отметил: «Концепция новых кодексов должна предусматривать переход от карательно-фискальной к риск-ориентированной модели. Бизнес убежден, что в новом КоАП не должно быть норм, существенно ухудшающих положение предпринимателей. Так, у малого и среднего бизнеса сегодня далеко не простое положение, и не следует его усугублять».

«Палата намерена внести свои предложения как в рамках оценки регулирующего воздействия, ОРВ, так и ко второму чтению», — заключил Сергей Катырин.


Источник: https://regnum.ru/news/economy/2863302.html