Инвестиционный кодекс для всех, помощь для избранных

Правительство подготовило один из самых впечатляющих и масштабных законов о стимулировании инвестиций в России. Но его эффективность будет зависеть от ряда деталей 

Правительство собирается поставить крупные частные инвестиции на поток: разработанный Минфином закон «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности» предполагается принять в первом чтении уже 3 декабря. Очень важно понимать, что это не новая изолированная инициатива по стимулированию инвестиций, как разные версии специальных инвестиционных контрактов (СПИК), фабрика проектного финансирования ВЭБа и более ранние инициативы. Новый закон определяет основы взаимодействия всех инвесторов (за небольшим исключением) с государством и устанавливает для них правила игры. В этом одновременно и сила этого законопроекта, и его опасность.

Наших законодателей не раз обвиняли в том, что в тексте законов четко не указывается цель их принятия и область применения. Такое указание помогало бы судам в спорных вопросах и при неоднозначности формулировок принимать решения согласно духу закона. Но в новом законе о защите и поощрении капвложений напрямую говорится, что его цель — создать благоприятные условия для инвестиций на территории РФ через обеспечение предсказуемости правового регулирования, стабильности условий инвестиционной деятельности и ее стимулирование. Звучит очень привлекательно. Однако проблема заключается в широчайшей области применения. Новый закон распространяется на все отношения, возникающие в связи с осуществлением инвестиций на территории РФ, за исключением банковской, страховой, пенсионной сфер, а также долевого строительства, пожертвований и деятельности НКО. Все остальное регулирование инвестиций должно быть приведено в соответствие с этим законом. Это должно быть сделано в течение года после вступления закона в силу.

Слишком много на себя берет

В целом новый закон создает основу будущего инвестиционного кодекса РФ. Кстати ранее, во время обсуждения, вице-премьер Дмитрий Козак как раз и называл разрабатываемый закон «своего рода инвестиционным кодексом РФ». Как поясняет заместитель директора, заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв, законопроект Минфина выглядит как наиболее масштабный в российской истории документ, направленный на поддержку частных инвестиций в крупные проекты. «Проблема, однако, состоит в том, насколько он способен реально повысить уровень инвестиционной активности. Пока можно исходить из того, что меры государственной поддержки будут использоваться в тех проектах, которые и так реализуются крупными компаниями. Для более масштабных инвестиций требуется другая экономическая среда с более высокими темпами роста экономики и перспективой получения дохода за счет расширения рынка», — говорит экономист.

Расширение действия закона на регулирование всех инвестиций как раз и вызвало наиболее жаркие споры вокруг него. Дело в том, что закон о концессионных соглашениях и закон о ГЧП нужно будет тоже привести в соответствие с новым законом. Как показано в юридическом заключении на законопроект, с которым ознакомился «Эксперт», новый закон создает риск, что государство откажется исполнять свои финансовые обязательства по уже заключенным концессионным соглашениям и соглашениям о государственно-частном партнерстве (СГЧП), так как законопроект устанавливает новый порядок получения господдержки. Проекты, которые уже реализуются, естественно, получали господдержку в соответствии со старым порядком, что и может послужить формальной причиной отказа в перечислении денег, которые государство должно в рамках старых концессий. Новый закон также устанавливает необходимость проведения Минфином финансово-инвестиционного аудита инвестпроектов, которые получили субсидии от государства в объеме от миллиарда рублей или бюджетные инвестиции от полутора миллиардов рублей. При этом, по данным InfraOne, на 1 ноября 2019 года всего в стране было заключено порядка трех тысяч сделок более чем на три триллиона рублей с применением различных механизмов ГЧП. Из них концессии составляют две трети проектов по количеству (более двух тысяч сделок) и больше половины по объему (около 1,8 трлн рублей). Все эти уже работающие проекты могут оказаться под угрозой, а новые могут не появиться. Противоречия между новым законом и уже действующими нормами регулирования ГЧП и концессий могут привести к тому, что представители государства опять-таки остановят выполнение своих обязательств, в том числе финансовых, а суд, руководствуясь новым законом, их в этом поддержит.

Выгоду получит «крупняк»

Впрочем, судя по тексту закона, он и предполагался для стимулирования крупных инвестиционных проектов. В нем вводятся два инвестиционных режима: общий и проектный. Главное нововведение для инвесторов при общем режиме — законы и нормативные акты, ухудшающие условия ведения бизнеса, вступают в силу не ранее чем через три года после дня их официального опубликования. «Реализация любого инвестиционного проекта носит долгосрочный характер. Следовательно, срок в три года может свести на нет положительный эффект в сфере инвестиционного климата для бизнеса», — сетует директор департамента содействия инвестициям и инновациям ТПП РФ Алексей Вялкин. По его словам, увеличить срок надо хотя бы вдвое.

Другой немаловажный момент — защита от национализации и реквизиции имущества инвестора. В предыдущих версиях законопроекта защита от нее была прописана в рамках отдельного инвестиционного режима, а сейчас включена в общие положения общего режима. Инвестиции, в том числе иностранные, не подлежат принудительному изъятию, в том числе национализации и реквизиции, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Это означает, что принудительное изъятие инвестиций может производиться — но только в общественных интересах, если оно не является дискриминационным и сопровождается выплатой предварительного и равноценного возмещения. При реквизиции инвестору выплачивается стоимость реквизируемого имущества, а когда необходимость реквизиции заканчивается, инвестор вправе требовать в судебном порядке возврата имущества. Сумма возмещения с учетом потерь от снижения стоимости имущества в этом случае возвращается. При национализации инвестору возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие понесенные в связи с этим убытки.

С проектным режимом все намного сложнее. Главная его особенность — участие государства в проекте. С одной стороны, помимо дополнительного финансирования это дает ряд льгот, например заключение соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). С другой — накладывает ряд ограничений и обязательств.

Для проектов, в которых объем собственных инвестиций не превышает 5 млрд рублей, СЗПК заключается на срок до шести лет, 5–10 млрд рублей — до 15 лет, 10 млрд рублей и более — до 20 лет. В самом договоре СЗПК на срок его действия могут быть зафиксированы условия налогообложения, таможенные пошлины и процедуры, регулируемые государством тарифы, условия получения разных форм господдержки, техническое регулирование и др. Если же новое регулирование улучшает положение проекта, то оно применяется и фиксация на него не распространяется.

Для того чтобы проект подпадал под проектный инвестиционный режим, объем собственных инвестиций и общий бюджет новых инвестиционных проектов должен превышать установленные законом значения. По меркам всей экономики суммы, может быть, и не очень большие, но, по мнению Алексея Вялкина, ценовой порог собственных средств для участия бизнеса в проектном инвестиционном режиме представляется завышенным. «Свободных средств у бизнеса сейчас не так много, а для субъектов МСП законопроект в текущей редакции фактически делает невозможным применение ими проектного инвестиционного режима. Такие пороговые значения могут отсечь от участия в инвестиционных проектах значительную часть потенциальных инвесторов, особенно из регионов», — отмечает он.

Проектный режим также не может быть применен в игорном бизнесе, в производстве табачных изделий, алкогольной продукции, жидкого топлива (кроме полученного из угля и на некоторых установках вторичной переработки нефтяного сырья), в добыче сырой нефти и природного газа (кроме проектов по сжижению природного газа), оптовой и розничной торговле, финансовой, страховой деятельности, операций с недвижимым имуществом и ценными бумагами. Этим бизнес тоже недоволен. «В основу законопроекта заложен такой принцип, как равноправие. Следовательно, стратегия партнерства между государством и потенциальным инвестором должна строиться в первую очередь на признании этого основополагающего принципа и быть направлена на создание единых возможностей для реализации инвестиционных проектов любыми заинтересованными лицами и в любых сферах без исключения», — не соглашается с такими ограничениями Алексей Вялкин...


Алексей Долженков, «Эксперт» №48 (1143) 

Источник (полная версия): https://expert.ru/expert/2019/48/investitsionnyij-kodeks-dlya-vseh-pomosch-dlya-izbrannyih/