Андрей Широков о позиции Комитета по вопросам реформирования жилищно-коммунальной сферы

Председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Андрей Широков выступил с позицией Комитета по вопросам реформирования жилищно-коммунальной сферы на состоявшемся 24 октября 2019 года в Воронеже 46-м Межрегиональном форуме-выставке «Строительство и ЖХХ: лучшие практики Центрального Черноземья».

Жилищное и коммунальное хозяйство подошли к рубежу, когда необходимо формирование новой концептуальной модели организации деятельности этих сфер экономики. Коммунальная инфраструктура постепенно деградирует, темпы капитальных ремонтов отстают от потребности в них, растут тарифы на коммунальные ресурсы и услуги, а доходы домохозяйств снижаются.

Среди ключевых проблем, сдерживающих развитие отрасли, действующие парадигмы Жилищного кодекса РФ, согласно которым многоквартирный дом не признается объектом недвижимости и в силу этого не имеет бухгалтерского учета, амортизационных отчислений; собственники не чувствуют себя владельцами всего многоквартирного дома. Штрафы государственной жилищной инспекции за ошибки управляющих организаций фактически оплачиваются собственниками. Выплаченные штрафы только снижают объемы выполняемых управляющими организациями работ по договору управления. Управляющие организации практически всегда не имеют значительного уставного капитала. Неоправданно велики затраты на ГИС ЖКХ, поскольку экономические эффекты от ее функционирования так и не определены. С ГИС ЖКХ успешно конкурирует масса примеров цифровизации отношений собственников с управляющими организациями.

Из экономики предприятий и организаций жилищной и коммунальной сфер экономики в форме различных налогов изымаются средства, превышающие объемы вложений в эти сферы из бюджетной системы РФ. Сегодня годовой оборот в сфере ЖКХ превышает 4 триллиона рублей, из них более 600 миллиардов - налоги! Из нищей системы изымаются миллиарды и назад не возвращаются!

Для того чтобы реформа была успешной и эффективной необходимо:

  1. Сформировать объект управления, где многоквартирный дом – единый объект недвижимости (квартиры - нежилые помещения - общее имущество) с определением его балансовой и восстановительной стоимости, с государственной регистрацией.

  2. Сформировать эффективного субъекта управления - единое юридическое лицо собственника многоквартирного дома с балансовым учетом объекта (бухучет) с введение норм амортизационных отчислений.

  3. Создать институт организаций, управляющих недвижимостью в жилищной сфере, с введением к ним требований по уставному капиталу, кадрам, техническому обеспечению, страхованию рисков управления МКД, исключению любых вариантов неплатежей за коммунальные ресурсы, и др.

Цели дальнейшего реформирования жилищного и коммунального хозяйства должны отталкиваться не от интересов чиновников и поставщиков ресурсов, товаров и услуг, а от потребителя, его интересов и потребностей.