Суверенизация и нормотворчество

Владимир Маслов, директор Департамента цифрового развития ТПП РФ

 

В последнее время, в связи с курсом на суверенизацию российского сегмента интернета, импортозамещение в области программного обеспечения и телекоммуникационного оборудования профильными министерствами и ведомствами проводится большая работа по нормативно-правовому регулированию деятельности в области информационных технологий, связи и телекоммуникаций.

Департамент цифрового развития ТПП РФ в рамках проведения публичных консультаций в целях оценки регулирующего воздействия рассматривает и даёт оценку достаточно большому объему проектов нормативно-правовых актов из данной сферы.

Хотелось бы отметить, что стремление свернуть на «условно китайский» путь развития IT и телекоммуникаций, попытки подвести эти стремительно развивающиеся области под зонтик государственного регулирования и контроля приводит к необходимости детального описания объектов и способов регулирования. Чем больше мы хотим контролировать, тем больший объём нормативно-правовых актов должен обеспечивать идентификацию объектов регулирования, формализацию требований к ним и контролируемым параметрам, процедуры контрольно-надзорной деятельности и многое другое. Мало того, всё это обилие законов, подзаконных актов, руководящих документов, приказов и положений должно быть непротиворечивым.

Чтобы создать стройную систему изначально требуется провести большую работу с привлечением профессионального и экспертного сообщества. В противном случае регуляторы рискуют сами себя «загнать в угол».

Например, одним из последних, попавших к нам на проработку, нормативно-правовых актов был документ, регламентирующий создание и использование национальной системы доменных имён. Так вот, исходя из сути документа, весь функционал национальной системы доменных имен сводится к выявлению сетевого адреса, соответствующего доменному имени.

Любой специалист из области телекоммуникаций прекрасно знает, что получение сетевого адреса, соответствующего доменному имени является хотя и наиболее часто используемой, но не единственной функцией системы доменных имен (DNS). Таким образом, мы рискуем получить ситуацию, когда ограничение руководящим документом области применения национальной системы доменных имен может создать объективные предпосылки для построения заведомо неполноценной в техническом смысле, неспособной обеспечить функционирование и управление и невостребованной системы.

Кроме того, документом предписывалось осуществлять доступ к информации, содержащейся в национальной системе доменных имен, посредством направления в автоматизированном режиме запроса лицу, осуществляющему ведение национальной системы доменных имен, для выявления сетевого адреса, соответствующего доменному имени в сети Интернет.

Почему именно в автоматизированном режиме, а не в автоматическом, как в подавляющем большинстве случаев, или не в ручном, как в случаях настройки и диагностики – непонятно.

Да и посылать запросы некоему лицу, осуществляющему ведение национальной системы доменных имен вместо того, чтобы направлять стандартные запросы, соответствующие спецификациям DNS к серверам национальной системы доменных имен – кажется несколько замысловатым.

Остаётся надеяться, что подобные проекты своевременно получат надлежащую оценку профессионалами и экспертами. Иначе они в таком виде лягут в основу построения систем национального масштаба, по ним будет осуществляться контроль и оценка деятельности.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации последовательно выступает за взвешенный подход к планированию регулирования во всех отраслях экономики, тщательную проработку технических решений и впредь будет придерживаться данного курса. «Семь раз отмерь, один раз отрежь» – принцип, как нельзя более уместный в данном случае.

Источник: https://video.tpprf.ru/novosti/4071/