Директор Департамента содействия
инвестициям и инновациям ТПП РФ Алексей Вялкин
Мировая практика показывает, что именно предприниматели играют ключевую роль в реализации стратегий инновационного развития своих государств, в разработке и внедрении инноваций.
Однако в нашей стране внедрение технологических инноваций в бизнес-структурах остается на низком уровне: доля инновационно-активных российских предприятий промышленного производства и ряда отраслей сферы услуг составляет лишь около 10% без существенной динамики за последние годы. Тогда как данное значение, к примеру, для Германии составляет 70%.
Не внушают оптимизма и другие показатели инновационной деятельности: доля произведенных российскими компаниями товаров и услуг высокотехнологичной продукции гражданского назначения на мировом рынке составляет порядка 0,4 %.
Сегодня государством уделяется большое внимание вопросам технологического развития российской экономики и созданию благоприятных условий для реализации высокотехнологичных проектов в различных отраслях промышленности. Господдержка реализуется через созданные институты развития и другие элементы инновационной инфраструктуры.
Вместе с тем, как показывает практика, не все предприниматели в регионах осведомлены о реализуемых программах поддержки инноваций как федеральных, так и региональных.
Реализуемые государством меры поддержки, а также развитие инновационной инфраструктуры, дают основание утверждать, что со стороны государства удается стимулировать предложение: если у предпринимателя есть прорывная инновационная идея, компания единомышленников и капитал, то государство поможет ей преодолеть путь до полномасштабного выхода на рынок. А после этого он попадает, фактически, в чистое поле, так как в нашей стране не сформирован спрос на инновации: разработку и внедрение технологических решений осуществляют, как мы уже отметили ранее, не более 10% предприятий российской промышленности.
Еще одной существенной проблемой является сильная изношенность основных средств российских предприятий, которая достигает в среднем 80%. Проблема в том, что новое оборудование, будь то производственная система или отдельный агрегат, просто не могут быть технически объединены с существующей устаревшей системой и не позволяют внедрить новую технологию.
Как показывает практика нашей работы с инвестиционными и инновационными проектами одним из основных препятствий на пути внедрения инновационных решений в промышленности является потребность производственных предприятий в значительных инвестициях при разработке и внедрении новых технологий. Одним из самых эффективных инструментов государственной поддержки производственного сектора стал Фонд развития промышленности, которым поддерживаются проекты, ориентированные, прежде всего, на импортозамещение и выход конкурентоспособной отечественной продукции на зарубежные рынки.
Однако, несмотря на проводимую работу по поддержке инновационной деятельности и реализуемые меры, в том числе финансового характера, России не удается войти в число лидирующих стран по уровню инновационного развития экономики. Существует ряд рейтингов и индексов, характеризующих уровень развития инноваций в различных странах, среди которых мы бы выделили Глобальный индекс инноваций (Global Innovation Index, GII), в соответствии с результатами которого Россия в 2018 году заняла лишь 46 место. Низкие позиции нашей страны во многом обусловлены отсутствием соответствующего законодательства и традиций его корректного применения, а также чрезвычайно высокой энергоемкостью российской экономики, занимающей по этому показателю одно из последних мест в мире.
С другой стороны, Россия находится в тридцатке лидеров по уровню школьного и университетского образования, вложениям в науку и технику, числу людей, занятых умственным трудом, уровню развития IT-сектора и числу патентов. Что интересно, наша страна занимает абсолютное первое место по числу женщин, имеющих научные степени и занимающихся научной деятельностью.
Одним из направлений оценки в рамках данного рейтинга является оценка уровня взаимодействия научных организаций и производственного сектора, что, на наш взгляд, является одной из основных проблем коммерциализации технологий и разработок, которые в полном масштабе осуществляются научными организациями за счет средств бюджета. По данному показателю Россия занимает лишь 41 место в рейтинге. За последние 30 лет система взаимоотношений академической науки, отраслевых институтов и производства была утрачена, их связи разрушились. Соответственно, развитию отечественной промышленности можно способствовать, усилив трансфер технологий, знаний, компетенций из науки в промышленность. Другими словами, сфера науки обладает существенным потенциалом, который не реализован в экономическом обороте. Компетенции наших ученых не конверсируются в продукты, услуги, технологии, необходимые реальному сектору. Поэтому ТПП РФ видит своей задачей активизацию трансфера компетенций и технологий от науки в производство.
Основными направлениями нашей работы с научными организациями являются информационно-аналитическое, методическое и организационное обеспечение продвижения результатов научно-технической деятельности и компетенций научных организаций среди предпринимательской аудитории.
Как показало исследование «Предпринимательская среда в субъектах Российской Федерации: инновационный аспект», проведенное Департаментом содействия инвестициям и инновациям ТПП РФ совместно с Институтом инноваций, инфраструктуры и инвестиций, дефицит квалифицированных кадров является одним из существенных ограничений, препятствующим масштабному развитию инновационной деятельности в России.
Поэтому одним из направлений деятельности ТПП РФ является работа по подготовке методических рекомендаций и организации информационно-методических семинаров и вебинаров по инновационной тематике, направленных на информирование предпринимательского сообщества об особенностях работы с инновационными проектами и основными принципами их презентации потенциальным инвесторам и партнёрам. Кроме того, ТПП России были сформированы «Рекомендации для проведения научными организациями презентаций субъектам предпринимательской деятельности».
Важным инструментом содействия коммерциализации технологий и продвижения инновационных проектов являются проводимые Департаментом содействия инвестициям и инновациям ТПП РФ презентационные технологические сессии. По результатам сессий, нами получены положительные отклики от Государственной Думы ФС РФ, Администрации Президента России, Московской городской Думы, целого ряда предпринимательских структур.
Но самое важное – удалось найти общий язык бизнеса и науки. Невозможно отследить весь поток коммуникации после наших мероприятий, кроме того мы не претендуем, чтобы он шел исключительно через нас. Тем не менее, по результатам всех мероприятий мы сохраняем, мониторим и дорабатываем информацию о наиболее интересных и перспективных технологиях и проектах, формируя при этом фактически технологическое предложение как отклик на спрос бизнеса.
Важнейшим ресурсом выстраивания системной работы по содействию коммерциализации технологий и развитию инновационного предпринимательства являются торгово-промышленные палаты, которые тесно связаны в повседневной работе с реальным региональным бизнесом, властью и научными организациями. Коллеги в регионах погружены в практику бизнеса и являются первыми, к кому приходит, в том числе, инновационный предприниматель, производство, нуждающееся в модернизации технологий.
Учитывая, что ряд палат в регионах уже оказывают услуги предпринимательскому сообществу в части работы с инновациями, Департаментом содействия инвестициям и инновациям ТПП РФ был подготовлен сборник лучших практик торгово-промышленных палат по работе в инновационной сфере, который поможет распространить информацию об эффективных решениях в целях дальнейшего развития системы палат в целом.
Эксперты ТПП РФ выделяют ряд мер по поддержке технологических компаний и дальнейшему стимулированию инновационной деятельности производственными предприятиями. Первоочередными среди них, по нашему мнению, являются:
-
введение «налоговых каникул» на срок до 5 лет в отношении предприятий, внедряющих принципиально новые технологии, машины и оборудование для их технического оснащения;
-
освобождение от уплаты таможенных платежей импортируемого не конкурирующего технологического оборудования для внедрения новых технологий;
-
введение для целей налогообложения предприятий, осуществляющих технологическую модернизацию производства, повышенного коэффициента ускоренной амортизации машин и технологического оборудования, вводимых и используемых в рамках новых технологий.
Несмотря на наличие ряда объективных факторов, влияющих на возможности нашей страны занять достойное место в мировых инновационных процессах, существующий интеллектуальный и научный потенциал является основным источником дальнейшего технологического развития и, соответственно, экономического роста.
Система торгово-промышленных палат может стать основным интегратором этих процессов и помощником предпринимателя в достижении этих целей. Наша основная задача в этой работе – создание такой среды, в которой найдут поддержку существующие инновационные проекты и будут запущены новые. Эти проекты нужны нашей экономике для обеспечения технологической независимости, а бизнесу для повышения конкурентоспособности за счет использования отечественных высокотехнологичных решений.
Источник: "Путеводитель российского бизнеса", май-июнь №3 (82) 2019