Вице-президент ТПП РФ Максим Фатеев
Менталитет российских предпринимателей неохотно перестраивается под современные реалии цифровой экономики. И руководители, и рядовые сотрудники привыкли к жесткой вертикальной власти и хорошо приспособились к этому. Поэтому управленческие практики вроде Agile∗ нечасто приживаются в российских компаниях.
Одна из ключевых идей Agile состоит в том, что проектами занимаются не только высокопрофессиональные, но также и мотивированные и ответственные личности, способные к качественной коммуникации в команде и за её пределами.
Так исторически сложилось, что для нашего общества более привычными и традиционными являются отношения внутри определенной вертикальной иерархии. Отсюда вытекает множество особенностей препятствующих качественной коммуникации на межличностном уровне, открытого, равного взаимодействия в разнородных динамических командах.
Следовательно, чтобы Agile и другие «гибкие» методики прижились в наших компаниях необходимо привлечь, как минимум, на ключевые позиции людей профессиональных, открытых и готовых к личностному развитию.
Для этого лидер компании должен быть сам достаточно сильно мотивирован, готов изменяться сам и проводить качественные изменения сотрудников и компании в целом. Кроме того, непременным условием является наличие живого, конкурентного рынка, стимулирующего высокую разборчивость потребителя и, следовательно, высокую эффективность производителя при жестких ресурсных ограничениях.
Очевидно, что за этим стоят инвестиции, причем, учитывая жизненный цикл Agile-проектов, – инвестиции долгосрочные и с непредсказуемым заранее результатом. Готов ли наш бизнес в текущих условиях к таким рискованным вложениям? Думаю, что нет.
Для успешного внедрения Agile есть четыре важных принципа:
-
люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов;
-
работающее программное обеспечение важнее исчерпывающей документации;
-
сотрудничество с клиентами важнее согласования условий контракта;
-
готовность к изменениям важнее следования плану.
Однако если проанализировать методы работы в российских организациях, мы увидим, что происходящее в этих компаниях на практике значительно расходится с вышеупомянутыми принципами.
Поэтому у нас подобные проекты в основном показывают эффективность в экосистемах взаимодействующих компаний, разделяющих соответствующие ценности и подходы, собравших команды единомышленников.
Сейчас мы наблюдаем распространение Agile в новых сферах: банковские структуры, транспортные услуги, медицина и пр. Часть компаний применяют новую методологию к отдельным продуктам, некоторые, переводят целые подразделения в такой формат.
Если для небольшой компании, разрабатывающей онлайн-приложения, Agile — естественное решение, то куда труднее отказываются от иерархии в пользу скорости в крупных компаниях, например, в Сбербанке, МТС и пр. Везде, где очень важны сроки разработки продуктов: если будешь долго делать, то либо конкуренты опередят, либо спрос может пропасть, правильно менять подход к производству: выгоднее не сосредоточиваться на долгой разработке больших и сложных продуктов, а в сжатые сроки выпускать так называемый минимально жизнеспособный продукт и тут же начинать улучшать его, получая обратную связь от клиентов. Сейчас данный принцип мы наблюдаем при разработке и утверждении НПА в Минэкономразвития РФ. По такой же модели инновационным центром МТС было создано приложение «Телемедицина», позволяющее консультироваться онлайн с врачами разного профиля.
На практике получается, что в любой современной бизнес-структуре достаточно «лидеров», но при этом найти кого-то ответственного за проекты/конечный результат становится невозможно. Зато теперь сотрудники имеют право «проявлять характер» — они просто не подчиняются никому. А владельцы бизнеса регулярно получают формальные отчеты о «глубоких изменениях» в компании и хоть и незначительный, но рост финансовых показателей.
Немало важным фактором является общая зрелость российского рынка в реалиях цифровизации экономики и рыночных отношений. Любая система управления, для эффективного функционирования, взаимодействуя с внешними объектами и процессами, ожидает получить на выходе продукт с определёнными свойствами. Существует такое понятие, как «макдональдизация» рынка/общества. Сейчас оно характеризуется четырьмя принципами: эффективность - производство «точно в срок»; предсказуемость – возможность получить известное качество в любом месте и в любое время; калькулируемость - оценка эффективности на основе объективных количественных показателей; контроль.
Таким образом, внедрение Agile в отдельно взятой организации вряд ли кардинально изменит её положение на российском рынке, для этого необходима зрелость российского рынка, а также его предсказуемость в широком смысле.
_______________
*Agile – гибкая система управления проектами, применяемая в компаниях, работающих по стандартам цифровой экономики