Как соблюсти баланс между бизнесом и обществом?

Гость программыРафаэль Шагеев, президент Центрально-Сибирской ТПП


Павел Давыдов: Вы смотрите Общественное телевидение России, в эфире «Большая страна» – программа о людях, обществе и власти, в студии Павел Давыдов, здравствуйте! В наших темах мы неоднократно обращались к теме взаимоотношений бизнеса и общества и почти всегда разговор с гостями в этой студии получался непростым: конфликт интересов зачастую сводился к тому, что одни призывали обратиться к здравому смыслу, а другие к особенностям нашего законодательства, но парадокс как раз в том, что при урегулировании подобных споров в судах разных инстанций, почему-то именно бизнес оказывался в выигрыше – затронем эту тему и сегодня. Представлю нашего гостя: в студии «Большой страны» Рафаэль Шагеев – президент Центрально-Сибирской Торгово-промышленной палаты из Красноярска. Рафаэль Марсович, здравствуйте!

Рафаэль Шагеев: Здравствуйте!

Павел Давыдов: Интересно, в Красноярске в каких сферах чаще всего пересекаются интересы бизнеса и общества, которые в результате приводят к реальным конфликтам или даже судебным разбирательствам?

Рафаэль Шагеев: В сферах потребительского рынка – это торговля, услуги.

Павел Давыдов: А с чем вы это связываете?

Рафаэль Шагеев: Два есть субъекта: один покупает, другой продает.

Павел Давыдов: То есть на рынке два дурака, Вы про это?

Рафаэль Шагеев: Нет, я не говорю, что кто-то дурак, но идет коммуникация между ними и, естественно, не всегда бывает всё идеально, бывают недовольные, бывают довольные, но в целом, когда по статистике мы наблюдаем эту ситуацию, конечно, всё сводится в основном к торговле и услугам.

Павел Давыдов: Как Торгово-промышленная палата пытается разрешить споры, которые возникают между обществом и бизнесом, и на чью сторону вы чаще всего встаете?

Рафаэль Шагеев: Мы – система ТПП, которая призвана всё-таки защищать интересы предпринимательства и предпринимательского сообщества в целом, мы, конечно, не находимся в отрыве от общества, естественно, наш стиль деятельности связан только с переговорным процессом и желательно, чтобы этот переговорный процесс завершился положительным согласием обоих сторон.

Павел Давыдов: Рафаэль Марсович, а Вы могли привести какой-нибудь пример?

Рафаэль Шагеев: У нас есть достаточно примеров для того, чтобы регулировать такие моменты, это тема связана необязательно с торговлей, есть тема, связанная с востребованностью деятельности органов власти обязательно, потому что решение органов власти зачастую дает последствия на деятельность бизнеса – это тем распределения лесных фондов, это тема, связанная с распределением земельных участков и в этой связи зачастую, решения, которые органы власти принимают впоследствии дают свои достаточно серьезные последствия, в том числе, где задействованы уже недовольства или, так скажем, реакция населения на предмет таки событий, например, разместили павильон во дворе, дали разрешение когда-то и, конечно, общество на тот момент никто не спрашивал, предприниматель же с учетом тех разрешений и документов, которые он получил от власти, действует с учетом своего принципа – получения прибыли, троить какой-то павильон, начинает какую-то деятельность вести и в результате получается, что население, которое жило этого павильона: кто-то доволен этим решением и предпринимательской деятельностью, а кто-то, наоборот, недоволен, кому-то собаку негде выгулять, кто-то спотыкается об этот павильон, и в этой связи, конечно, возникает какой-то конфликт, который приходится решать.

Павел Давыдов: Рафаэль Марсович, а сейчас мы как раз и отправимся с вами в Липецк, где непростые отношения сложились между местной предпринимательницей и жильцами одного из районов. С подробностями наш корреспондент – Елена Азарченко.

СЮЖЕТ: Справедливый суд. В Липецке непростые отношения сложились между представительницей малого бизнеса и жителями одного из районов города... Дело в том, что шесть торговых павильонов, принадлежащих бизнес-леди, установлены в непосредственной близости от дома №9 в 15-ом микрорайоне и этот маленький рынок создает совсем немаленькие сложности для жизни почти 15 тысяч местных жителей. Против предпринимательницы выступают и мэрия, и горсовет, и суд, и прокуратура. Но киоски по-прежнему на месте.

Павел Давыдов: Рафаэль Марсович, вот такой сюжет, который назывался «Справедливый суд», решение было принято, оно обжалованию в данном контексте не подлежит, возможно, будет подана кассационная жалоба, но не в этом дело – хочется разобраться, к сожалению, мнение Фаины Ретунской, мы так и не услышали, не смоги и наши редакторы до нее дозвониться, а ведь она получала разрешение от городских властей, может быть, с них надо спрашивать? Поэтому вопрос к Вам: Вы на чьей стороне в такой ситуации?

Рафаэль Шагеев: Я на стороне и населения и предпринимателя. Совершенно справедливо было сказано, потому что всё-таки, где задействован предприниматель, он не действует в рамках только собственных решений или каких-то фантазий, он действует только в рамках тех разрешений и тех полномочий, которые ему переданы государством, властью в виде разрешительных документов и очень важно сегодня, чтобы власть тоже отвечала за такие решения, из всего, что было сказано в этом сюжете, мне кажется, что это история не только для Липецка, я уверен, что есть и другие подобные примеры: в том же Красноярске, когда система распределения земельных участков – баланс размещения нестационарных торговых объектов или стационарных торговых объектов должен всё-таки быть просчитан заранее, и он должен быть сформирован в горизонте решений 5, 10, 15 лет, что в течение этого периода у предпринимателя, который рискуя своим здоровьем, состоянием, свободой, в конце концов, не будет такого, что ему завтра будет доведено, что его павильон сносят по чье-то жалобе, поэтому в данном контексте я считаю, что в этом диалог должен быть еще один участник – именно государство, в лице муниципалитетов в данном случае, которое должно прокомментировать, на основании чего выносились решения о предоставлении такого земельного участка на размещение стационарного объекта рядом с жилым комплексом.

Павел Давыдов: А Торгово-промышленная палата в такой ситуации поддерживает малых предпринимателей?

Рафаэль Шагеев: При обращении, конечно, мы в основном поддерживаем действительных членов Торгово-промышленной палаты, также ни одно обращение мы не оставляем без внимания, и я могу сказать, что в Красноярском крае тоже, в городе Красноярске, проходили такие события с серьезными последствиями для бизнеса, и это было связано в том числе с Универсиадой и подготовкой к ней, которая недавно проходила, подобные случаи были и у нас, в данном случае закон «О торговле», о размещении торговых объектов, о ведении реестра, об обеспеченности квадратными метрами торговых площадей на душу населения – я могу сказать по Красноярскому краю и по другим регионам, что такого баланса не ведется, ведь на сегодняшний день органы власти, которые призваны для это действовать, они должны эту тему обязательно доводит до сведения в том числе самих предпринимателей в средствах массовой информации и так далее, либо, чтобы доступен был этот реестр торговых площадей. Принимается всё по наитию, если, допустим, принимается решение предоставить одному предпринимателю, нигде не говорится, что можно больше дать или меньше и в этом, так сказать, «резиновом» принятии решения можно допустить различные допуски.

Павел Давыдов: Еще очень важный момент: насколько компенсация, которая предусмотрена в таких случаях, восполняет потери предпринимателей? Все мы помним громкую историю, которая произошла в Москве, она впоследствии получила название: «Ночь длинных ковшей» – предприниматели за несколько часов лишились всего.

Рафаэль Шагеев: Я не могу судить по ситуации, которая была в Москве в цифрах, я могу судить о ситуации, которая была в Красноярске: муниципалитетам выделяется 300000 рублей за один павильон, естественно, те расходы, которые они понесли на все согласования, на изготовление или установку этого павильона, конечно, они не покрывают.

Павел Давыдов: Конечно, 300000 – это даже не десятая часть.

Рафаэль Шагеев: 300000, конечно, не дает никакого… тем более, если сравнивать перевод своего объекта торговли в стационарны объект, встроенное помещение, конечно, там исчисляется миллионами. Не такого ресурса в бюджете и поэтому здесь как раз и говорится что, если мы сегодня хотим сохранить предпринимательский дух и всё-таки обеспечить его, такие решения, как разрешительная документация, должны иметь серьезные основания, в том числе будущие последствия и страховые механизмы.

Павел Давыдов: Рафаэль Марсович, а по Вашим ощущениям, бизнес и общество в нашей стране когда-нибудь смогут жить дружно? Такой философский вопрос.

Рафаэль Шагеев: Я бы не сказал, что они живут не дружно, потому что многие члены, условно говоря, общества нашего работают в бизнесе, и оно является частью его, другое дело, что когда кто-то из участников этого треугольника удаляется от обсуждения вопросов, то, естественно, возникает конфликт между теми действующими участниками, поэтому, конечно, на мой взгляд, идеала никогда не будет, всегда будет конфликт интересов той или иной степени. Но есть сегодня законы, которые детализируют правила действий, в том числе и чиновников и предпринимателей. Мы, конечно, будет отстаивать интересы предпринимателей, когда они правы, и что вся разрешительная документация соответствует действительности, но самое главное, для предприниматель работает? Он работает для населения и нельзя сегодня смотреть спокойно на то, что выражается в такие конфликты, в данном контексте нужно вовлекать в этот конфликт для разрешения данного конфликта именно власть.

Павел Давыдов: Нужен как раз этот «прямой контакт», как называется сегодняшняя тема этой студии.

Рафаэль Шагеев: Абсолютно правильный девиз, и я считаю, что после выяснения всех этих нюансов, почему разрешение дали? Люди недовольны, их никто не спросил тогда, а когда поставили, предприниматель тоже не виноват, а те предприниматели, которые арендуют, тем более вообще не сведущие в этом вопросе, они проходят на работу и занимаются своей работой.

Павел Давыдов: В результате у каждого правда своя.

Рафаэль Шагеев: Естественно.

Павел Давыдов: Рафаэль Марсович, хочу воспользоваться ситуацией, Вы оказались у нас в студии, и пройтись по другим важным темам: я знаю, что в Красноярске в этот году состоится XV Объединенный торгово-экономического форум – Россия, Китай и Монголия, организатором как раз является Центрально-Сибирская Торгово-промышленная палата, когда состоится мероприятие и каковы ожидания?

Рафаэль Шагеев: Состоится 26-28 июня, форум этот будет проходить с решения руководителя Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Сергея Николаевича Катырина, нам предоставлено такое право, как честь, потому что форум проходит в различных субъектах стран соответствующий, Монголии и Катая, по очереди и Красноярский край выбран руководством Торгово-промышленной палаты в связи с подготовленностью, по его мнению, поэтому нам предоставлено такое право.

Павел Давыдов: Вообще, Красноярский край традиционно является одним из крупнейших экспортно-ориентированных регионов нашей страны, а как это отражается на работе Торгово-промышленной палаты?

Рафаэль Шагеев: Впрямую, потому что нам сегодня предоставлено право проводить соответствующую экспертизу на предмет того, кто является производителем этой продукции – выдавать сертификаты происхождения, поэтому Палата задействована впрямую, у нас в спектре экспорта лесопродукция, металлургия, цветные металлы, очень много наукоёмкой продукции, и мы в этом смысле можем говорить о перечне в количестве примерно 50-ти групп товаров и около 80-ти очень мощных экспортеров продукции.

Павел Давыдов: Вообще, наши производители уже очень долго вынуждены работать в условиях санкций, а, на Ваш взгляд, сумел ли бизнес подстроиться под это и как-то себя изменить, в первую очередь, для того чтобы санкции не мешали им выполнять свою прямую обязанность?

Рафаэль Шагеев: Да, это хорошо повлияло в области агропромышленного комплекса, потому замещение ряда позиций в отношении молочной продукции длительного хранения – сыры стали производить, увеличилась объемы производства свинины, птицеводство у нас выросло, производство кормов выросло, это всё повлияло на потребительский спрос и в позитивном плане можно сказать, что это дало реальный плюс.

Павел Давыдов: А в негативном? Наверняка, есть и такие последствия.

Рафаэль Шагеев: Есть и последствия, потому что когда не т конкурента внешнего, когда эйфория быстро проходит - начинается рост цен, на яйцо, в частности, и на другую продукцию с того сектора, который я упомянул. Есть моменты, которые для очень важны с санкциями, например, тема, связанная с поставками бурого угля, и мы считаем, что здесь достаточное серьезное достижение Палаты, которое предоставило поставлять именно на европейский рынок против санкций такую продукцию, как углеводороды, что называется в «сухом виде», поэтому мы считаем, что надо отнестись правильно к санкциям и перегруппировываться в соответствии с теми нишами, которые выпускает, о государство не должно здесь тоже оставаться в стороне и регулировать цены, чтобы не получился потом негативный плюс.

Павел Давыдов: Но сами производители часто жалуются на то, что, с одной стороны, недоступны «длинные кредиты», «длинный рубль», а с другой, невозможно техническое обеспечение производств, в этой ситуации Торгово-промышленная палата может как-то вмешаться и помочь?

Рафаэль Шагеев: Мы этим и занимаемся, как раз предприятиям комплексы стараемся помочь в отношении: А – предоставления финансовых ресурсов, мы сейчас активно работаем с фондом развития промышленности, есть такой институт, который дает достаточно «дешевые деньги», недорогие, прошу прощения, всего 5 % годовых, 8 программ достаточно мощных работают. Второе: по оборудованию мы предлагаем, учитывая сеть Палаты, это огромный инструмент по поиску наших партнеров где зачастую предпринимателям предоставляем информацию о соседних регионах, где, какое оборудование есть, если мы его не находим, мы, конечно, предоставляем сети, которую мы имеем сегодня за рубежом и получаем исходную информацию по тому оборудованию, которое нужно. Естественно, то, что касается санкций, наша Палата, в частности, заинтересована в создании сборочных производств на территории Красноярского края.

Павел Давыдов: Наверно, последний и самый важный вопрос: с какими проблемами предприниматели чаще всего обращаются в Торгово-промышленную палату?

Рафаэль Шагеев: Тема, связанная со сбытом.

Павел Давыдов: Сложно найти точки.

Рафаэль Шагеев: Естественно, получается, что тот институт, который сегодня демонстрирует реальные возможности, система, которая называется Торгово-промышленная палата, интегрирована в мировую систему ТПП, она позволяет в кратчайшие сроки находить те решения по сбыту, которые могут быть, а тот профессиональный уровень вице-президента и самого Президента, которые настраивают сегодня региональные Палаты дают возможность как раз более активно и с опережением предлагать продукцию, которая может быть на сбыте и недавний пример поездки президента Палаты России в Индонезию и во Вьетнам – это становится уже знаковыми территориями, когда Палата просчитывает те пустующие ниши, где российской продукции еще недостаточно, и уже потом шлейфом идут региональные Палаты, открывая для себя, для своих предпринимателей новые рынки.

Павел Давыдов: Рафаэль Марсович, тема этой беседы, я напомню: «Прямой контакт» и мне кажется в вашем регионе он отлично налажен, сегодня Вы нам это продемонстрировали. Большое Вам спасибо, что приняли участие в сегодняшней съемке и, самое главное, приехали к нам из Красноярска, спасибо за Вашу работу и за такую активную поддержку предпринимателей.

Рафаэль Шагеев: Спасибо Вам и успехов вашей программе, нужной и важной!

Павел Давыдов: Спасибо! У нас в гостях был Рафаэль Шагеев – президент Центрально-Сибирской Торгово-промышленной палаты из Красноярска.

СЮЖЕТ: Алмазный питомник. Новосибирским ученым удалось синтезировать алмаз с примесью германия. Эти искусственные камни с новыми свойствами, аналогов которым нет в природе, могут совершить прорыв в квантовых технологиях, применяться в медицине, космической промышленности и микроэлектронике. Их в буквальном смысле "выпекают" в специальной сверхпрочной камере.