Почему бизнесу не хватает инвестиционных ресурсов
Алексей Вялкин,  директор Департамента содействия инвестициям и инновациям ТПП РФ


Повышение России в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса (Doing Business) не вполне отражает реальную ситуацию с улучшением предпринимательского и инвестиционного климата в стране. Например, в рейтинге Россия неплохо выглядит в процедурной части получения кредитов (22 место). Процедура действительно может быть предельно простой, однако средства все равно будут недоступны для рядового предпринимателя.

Фактически кредит выступает сегодня единственной опорой реальной экономики: его используют как крупные предприятия, так и малые производственные, сельскохозяйственные и торговые структуры. Потребность российского малого бизнеса в кредитах составляет до 1 трлн рублей ежегодно, однако по объему кредитования предприятий этого сегмента Россия занимает лишь 148-е место в мире – по данным того же Всемирного банка.

Одной из важных проблем остаются и все еще высокие процентные ставки. К примеру, в январе 2019 года средневзвешенная банковская ставка по кредитам предприятиям МСП составила 10% при сроке от года и выше, до года – 11%. Вместе с тем большинство предпринимателей, участвовавших в опросах, проводимых ТПП России в 2018 году, отмечают, что адекватной ставкой по кредиту является 7-7,5%.

Участие банков в инвестиционном процессе выражается прежде всего в проектном кредитовании. В странах с развитой рыночной экономикой свыше половины инвестиционных проектов финансируется за счет банковских займов. В наших реалиях на долю банковских кредитов в общем объеме источников финансирования инвестиций приходится менее 8%. Таким образом, первое, что необходимо оценивать, – это повышение доступности финансовых ресурсов, а не оценка формальных процедур их получения.

Также, несмотря на формальное улучшение позиций России в рейтинге, появились данные о том, что часть иностранных инвесторов собирается уходить с российского рынка. К примеру, за 9 месяцев 2018 года доля нерезидентов на рынке ОФЗ сократилась с 31% до примерно 25%. Помимо рынка государственных ценных бумаг, зарубежные инвесторы начали выводить деньги из фондов, которые занимаются вложениями в российскую экономику. С начала года фонды потеряли $340 миллионов. В течение 2018 года зарубежные инвесторы также сокращали объемы средств на расчетных и депозитных счетах в российских банках. Отток произошел по двум причинам – из-за слабой обстановки в развивающихся государствах и в связи с ожиданием новых антироссийских санкций со стороны США.

По итогам 2018 года резко сократились и прямые инвестиции – до $1,9 миллиардов (с 27,9 в 2017 году). Источником прямых инвестиций в большинстве случаев являются страны-офшоры. К примеру, 90% прямых инвестиций в 2017 году ($25,9 млрд) пришлись на 7 государств: Кипр, Багамы, Люксембург, Сингапур, Соединенное королевство, Бермуды и Швейцария (данные Банка России).

Негативно выглядит и статистика зарубежных вложений в составе инвестиций в основной капитал, куда входят расходы на строительство, реконструкцию, закупку машин и оборудования. К примеру, по официальным данным, в 2017 году иностранные инвестиции в основной капитал превысили докризисный период (83,5 млрд рублей против 76,4 млрд в 2013 году), но, учитывая падение курса рубля за этот период в два раза, реально иностранные вливания сократились примерно наполовину.

Вместе с тем в части инвестиционного климата реализуются серьезные инициативы, такие как Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ, расставляющие приоритеты для развития региональной предпринимательской среды и позволяющие выявлять и распространять удачные управленческие решения.

Однако бизнесу, в том числе иностранному, должно быть не только комфортно, но и целесообразно работать.


Источник: https://www.if24.ru/pochemu-biznesu-ne-hvataet-investitsionnyh-resursov/