Максим Фатеев, вице-президент ТПП РФ
Более года назад была принята программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (далее – Программа), которая является основополагающим документом по вопросам внедрения «цифры» в системе государственного управления, бизнесе.
К ключевым целям и показателям программы относятся:
- увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счёт всех источников (по доле в ВВП страны) не менее чем в три раза по сравнению с 2017 годом;
- использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями;
- создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объёмов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств.
В настоящее время реализация программы осуществляется по шести направлениям, которые в ближайшее время получат статус отдельных федеральных проектов. На их реализацию до 2024 года будет направленно 1,08 трлн рублей.
Торгово-промышленная палата Российской Федерации включилась в процесс по подготовке и обсуждению предложений в отдельные направления Программы и продолжит работать в данном направлении.
Вместе с тем, для ТПП РФ ключевым субъектом построения цифровой экономики в России является предприниматель, которому необходимо перевести свое предприятие на «цифровые рельсы», сделать это правильно, не понеся значительных финансовых затрат. При этом словосочетание «значительные затраты» является относительной категорией в зависимости от масштаба бизнеса.
На наш взгляд, в вопросах создания цифрового предприятия предпринимателей беспокоит несколько вопросов:
-
что такое цифровое предприятие?
-
является ли мое предприятие цифровым?
-
если мое предприятие не цифровое, то как и зачем его сделать таковым и сколько это стоит?
Для начала определимся с самим понятием «цифровое предприятие»?
На наш взгляд, для этого наилучшим образом подходит определение, данное еще в 1996 году, но обретающее популярность сегодня.
Цифровое предприятие – организация, которая использует информационные технологии в качестве конкурентного преимущества во всех сферах своей деятельности: производстве, бизнес-процессах, маркетинге и взаимодействии с клиентами. Традиционная компания превращается в «цифровую», проходя путь цифровой трансформации. Сам продукт, предлагаемый таким предприятием рынку, тоже становится цифровым.
У предпринимателя может возникнуть резонный вопрос: на моем предприятии используется ряд программных продуктов. Оно цифровое?
Нет, отличие «цифрового предприятия» и традиционного, в деятельности которого используется ряд IT-решений в том, что «цифровое предприятие» это изменение бизнес-процессов, внедрение сквозных технологий, использование элементов искусственного интеллекта, обработка значительного объема данных, которые позволяют принимать правильные решения, а также изменение корпоративной культуры.
Понимая, что такое «цифровое предприятие» у предпринимателя возникает вопрос о том, как это сделать на моем предприятии?
Как в любой здоровой рыночной экономике – спрос рождает предложение. Уже сегодня мы узнаем о том, что на рынке появляются компании, предлагающие провести комплексный «цифровой» аудит предприятия, а после провести «цифровое» перевооружение «под ключ». Стоимость данных услуг вызывает неоднозначную реакцию, как у предпринимательского, так и у экспертного сообщества.
ТПП РФ, как организация, обладающая значительным экспертным потенциалом, предоставляющая более 500 услуг для бизнеса, прорабатывает вопрос о внедрении услуги «цифрового» аудита предприятий.
Принципиальным отличием нашего аудита является то, что мы обладаем штатом профессиональных экспертов, имеем значительный опыт проведения аудита предприятий по различным направлением, а идеология ТПП РФ – оказание всесторонней помощи в развитии бизнеса своих членов, а не извлечение прибыли.
Мы планируем, что получив заявку предпринимателя на проведение такого аудита, наши эксперты проведут комплексный анализ по разработанной методике, подготовят заключение и главное – рекомендации с информацией о поставщиках предлагаемых решений.
При проведении аудита будет сделан:
-
анализ (выработка) стратегических и тактических целей цифровизации для предприятия;
-
анализ имеющихся на предприятии цифровых технологий и их взаимодействия с бизнес-процессами;
-
анализ технологий цифрового продвижения продуктов и услуг компании (анализ каналов коммуникаций, цифрового маркетинга, взаимодействия с потребителями через сайт, социальные сети, контекстную рекламу, CRM системы, базы данных и т.п.);
-
анализ имеющихся технологий цифровой среды при разработке и производстве продуктов и услуг, а также применение их в логистике и т.п.;
-
анализ использования и управления массивами данных (баз данных различной архитектуры и big data);
-
анализ соответствия задач цифровизации производственной и организационной структуре, а также анализ рисков при внедрении цифровых технологий.
Таким образом, компания получит готовую «дорожную карту» действий, перечень потенциальных поставщиков программного обеспечения, оборудования, консультантов (если это будет необходимо) и сама примет решение, что и когда внедрять.
Одновременно будет выполняться другая важная задача Программы – внедрение отечественного программного обеспечения, а рекомендовать мы будем именно его.
Остается последнее – где взять финансы на внедрение указанных технологий
Понимая, что в зависимости от направленности и масштаба бизнеса затраты могут быть минимальными или значительными и государству необходимо включиться в процесс развития инициатив предпринимателей по проведению «цифровой» трансформации.
Для этих целей мы готовы представить комплексные предложения по корректировке действующих программ поддержки предпринимательства.
Таким образом, мы формируем комплексный подход к развитию цифровых предприятий, которые и являются ключевой дефиницией в построении цифровой экономики.