6-7 сентября в Манеже проходит третий Московский финансовый форум, уникальная дискуссионная площадка, позволяющая на высоком уровне обсудить вопросы финансово-экономического развития России.
Одна из первых сессий на площадке Форума была посвящена цифровым государственным закупкам. Позицию Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по вопросу создания условий для развития честной конкуренции в сфере государственных закупок представила вице-президент Елена Дыбова:
«Бизнес-сообщество возлагает серьезные надежды на то, что запуск системы электронных закупок будет максимально просчитанным, отработанным и простым в использовании. Необходимо стремиться к тому, чтобы, открыв документацию, достаточно было бы выбрать необходимые пункты, согласиться с тем, что предлагает заказчик и дальше спокойно готовиться к конкурсу. Сейчас такой системы мы не наблюдаем.
К тому же нельзя забывать, что использование данной системы требует серьёзной квалификации и уровня знаний, высокой скорости адаптации, что не всегда свойственно малому бизнесу, особенно в регионах. Со своей стороны Торгово-промышленная палата прилагает все усилия для того, чтобы помочь предпринимателям как можно быстрее и эффективнее включиться в этот процесс.
Торгово-промышленная палата реализует проект «Бизнес-Барометр коррупции». На протяжении двух лет мы опрашиваем предпринимателей, в какой сфере в России самый высокий уровень коррупции. В тройке лидеров все время оказываются государственные и муниципальные закупки. По итогам опроса в 2016 году 46% предпринимателей сказали, что эта сфера коррупционная. Плюс в том, что за два года эта цифра понизилась до 30%. Мы абсолютно уверены, что это происходит, в том числе и потому, что все больше становится стандартизированных процессов.
По-прежнему, одной из основных проблем остается большой процент контрактов, которые заключаются без конкурентной борьбы у единственного поставщика.
Существуют проблемы, с которыми бизнес сталкивается каждый день. Для наглядности приведу два примера тендеров с полностью аналогичным предметом закупки. Критерии оценки первой закупки: стоимостной (предложение цены контракта) – 60%, нестоимостной – 40%, который заключается только в предоставлении участником успешного опыта исполнения аналогичных контрактов. Критерии оценки второй закупки, цена которой даже в несколько раз ниже закупки, представленной на первом примере: стоимостной – 40%, нестоимостной – 60%. И согласно этому критерию участнику закупки необходимо предоставить уже куда больше документации для получения максимального количества баллов: план-график, обеспечение трудовыми ресурсами, методики оценки и так далее. Это один и тот же вид услуг, который закупается за государственные деньги. Специально на этом акцентирую внимание, потому что мы говорим о переходе в электронный формат проведения торгов. Очевидно, что нашим заказчикам и здесь нужно предлагать какие-то ограничения. Мы понимаем, что если заказчики для одного и того же предмета закупки устанавливают различные критерии оценки заявки на участие, то это значит, что остаются законные возможности заключить договор с «нужным» поставщиком (исполнителем). Цифровые технологии – это прекрасная возможность минимизировать количество таких закупок.
Еще одна серьезная проблема, которая беспокоит предпринимателей, это несоразмерная ответственность заказчика и поставщика за ненадлежащее исполнение государственного контракта. Для примера, в случае, когда цена контракта не превышает 3 миллиона рублей, ответственность заказчика составляет 1000 рублей, в свою очередь, ответственность поставщика в этой ситуации составит 10% от цены контракта. Вариантом решения этой проблемы может стать введение персональной ответственности за выявленные нарушения.
Хочу обратить внимание коллег, по данным Корпорации МСП, темп роста закупок у субъектов МСП значительно возрастает, между тем количество субъектов малого предпринимательства, которые их выполняют, периодически уменьшается. Эту тенденцию необходимо менять. Я уверена, что объединив усилия, мы сможем достичь значительного роста числа малого бизнеса, являющегося равноправным, успешным и активным участником закупок».