Пётр Каныгин о системе обучения и назревших реформах в промышленной безопасности

Пётр Каныгин о системе обучения и назревших реформах в промышленной безопасности

О том, как будет выглядеть система подготовки экспертов в области промышленной безопасности и какие реформы назрели в сфере промышленной безопасности RISKNEWS поговорил с председателем профсоюза, доктором экономических наук Петром Каныгиным.

- Пётр Сергеевич, аттестация экспертов в области промышленной безопасности идёт менее трех лет. Сама процедура претерпевала множество локальных изменений. Вы как-то говорили об успешности проведенной в этой сфере реформы. Теперь говорите, что нужно менять систему. Вы поменяли свою точку зрения? Реформа оказалась провальной?

- Вы пытаетесь найти противоречия, которых на самом деле в моих словах нет. Реформа была успешно и филигранно проведена Ростехнадзором. Назвать хотя бы один аспект: ни одно предприятие не почувствовало на себе дефицита предложения на рынке экспертизы промышленной безопасности. Коллеги из комитета по промышленной безопасности РСПП признают это, вспоминая свои первоначальные опасения. Сейчас выдано семь с половиной тысяч удостоверений экспертов в области промышленной безопасности. И именно процесс аттестации и позволил выявить низкий уровень знаний.

Поэтому наш профсоюз будет лоббировать, в самом хорошем значении этого слова, изменения процесса аттестации. Количество тестов и задач должно быть меньше, но они не должны быть оторванными от того, чем ежедневно приходится заниматься эксперту. Задачи должны быть по-настоящему ситуационными, а не переписанными из вузовских учебников. Кроме того, постоянно меняются не только нормативные правовые акты, но и прогресс не стоит на месте: появляются новые средства и методы диагностирования, производственные объекты оснащаются новыми техническими устройствами. Или наоборот, эксперт проводит экспертизу здания, построенного за полвека до его рождения.

- Но сейчас Вы же позвали людей готовиться по «старым» правилам? В чём смысл объявленной Вами системы подготовки?

Это один из элементов комплексной системы, которая находится в стадии тщательной проработки. Буквально на днях мы в профсоюзе провели совещание с руководством Учебно-методического кабинета Ростехнадзора и ведущих учебных центров в системе промышленной безопасности. Договорились, какую роль каждый должен играть, исходя из своих компетенций, чтобы подготовка не была какой-то формальностью ради какой-то бумажки.

Первый этап проводится профсоюзом. Это первичная проверка уровня знаний эксперта. Сюда же входят психологические тесты, определяется профпригодность. Если уровень квалификации соответствуют требованиям профсоюза, то мы будем рекомендовать кандидату в эксперты проходить аттестацию в Ростехнадзоре самостоятельно без повышения знаний. Если уровень будет ниже – предложим пройти подготовку в ходе следующих двух этапов.

Итак, второй этап. Будет проходить в Учебно-методическом кабинете Ростехнадзора в рамках программы повышения квалификации «Промышленная безопасность опасных производственных объектов». Надо отдать должное этому учреждению – там крайне грамотные специалисты в области дополнительного профессионального образования в сфере промышленной безопасности. Предполагаются дистанционная и очно-заочные формы продолжительностью в 72 часа.

Третий этап – предаттестационная подготовка на базе известных учебных центров, которые будут аттестоваться профсоюзом. Она будет длиться 40 – 72 часа по нашей программе.

Как Вы сказали, мы действительно пригласили своих членов начать подготовку на базе организации. Получили за несколько дней несколько десятков откликов. Хорошее начало. Чувствуется уровень доверия к профсоюзу. Значит не зря мы работаем.

- А как сюда встраиваются оценка компетенций по профессиональным стандартам?

- Никак. Профсоюз имеет отношение к разработке, все-таки лучшие экспертные кадры являются членами профсоюза, но к проведению оценки профессиональных компетенций не имеет никакого отношения. Аттестация будет проходить в АНО ТПП «Центр оценки квалификаций», которая работает по широкому кругу уже принятых профстандартов.

Я напомню, осенью прошлого года в ТПП по просьбе бизнеса и Ростехнадзора был создан Комитет по промышленной безопасности. В него вошли ключевые специалисты ведущих экспертных организаций: Национального Союза СРО в области промышленной безопасности, ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность», АО «Научно-технический центр исследований проблем промышленной безопасности», АНО «Промышленная безопасность», АО «НПО «Эшелон», НП «СРО Промбезопасность Сибири» - всего 56 организаций, включая наш профсоюз.

 Затем, параллельно с этим событием, в Совете по профессиональным компетенциям ТПП России было принято решение о разработке профессиональных стандартов «Специалист по техническому диагностированию, обследованию, освидетельствованию технических устройств, зданий и сооружений на опасно производственных объектах и объектах энергетики» и «Эксперт в области промышленной безопасности». Об этом подано официальное уведомление в Минтруд России. Сейчас эти стандарты проходят стадию публичных обсуждений. Ждем от всех предложений. Работу по стандартам закончим до 1 января 2019 г. Стандарты станут обязательными для исполнения с 2019 г.

- Сейчас появляется информация о готовящейся реформе экспертизы промышленной безопасности. Руководитель Ростехнадзора Алексей Владиславович Алёшин говорил об избыточности некоторых норм.

- Я бы назвал некоторые нормы не избыточными, а бессмысленными. В последние несколько лет Ростехнадзору удалось значительно понизить аварийность на опасных производственных объектах. Это при том, что идет постоянная работа по снижению административной нагрузки на бизнес – взять хотя бы риск-ориентированный подход при проведении проверок в зависимости от класса опасности объекта.

Я многократно говорил, и готов сейчас повторить: те 420 тыс. заключений экспертиз в области промышленной безопасности, которые архивирует ведомство никому не нужны. Я подчеркиваю – архивирует, если не сказать складирует. Их никто не читает. От сюда и качество, когда значительное количество заключений оказываются ложными. И это, исходя из статистики, никак не влияет на безопасность. Поэтому нужно заниматься тем, что имеет смысл.

Сейчас на площадке секции № 8 «Методическое обеспечение экспертизы промышленной безопасности» НТС Ростехнадзора, работу которой я имею честь возглавлять, мы собираем предложения по возможным изменениям. К 1 сентября эту работу закончим. Потом обобщим и проведем публичные обсуждения в профсоюзе, ТПП, РСПП, на «большом» НТС.

Но уже сейчас ясно: система будет меняться в сторону персонализации ответственности владельцев ОПО и введения риск-ориентированного подхода на базе информационных технологий. Обязательность требования к экспертизе будет носить выборочный характер.

Отдельно должна быть выделена деятельность по техническому диагностированию и предъявлены высокие требования к этому виду работ.

- Надеемся поговорить об этом в следующем интервью.

- Всегда рад.

Источник: http://www.risk-news.ru/articles/pyetr-kanygin-o-sisteme-obucheniya-i-nazrevshikh-reformakh-v-promyshlennoy-bezopasnosti/