В ТПП рассказали, как будут внедрять антикоррупционных контролеров в бизнес

Торгово-промышленная палата России разработала профстандарт «Специалист в сфере профилактики коррупционных нарушений». Согласно этому стандарту в российских компаниях начнут работать антикоррупционные «контроллеры», которые будут заниматься, в частности, сопровождением сделок и тендеров, а также проводить служебные проверки. Вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Елена Дыбова рассказала «Шторму», что введение в бизнес-структуры антикоррупционных сотрудников — это «абсолютно добровольное действие» для предпринимателей.

«Речь вообще не идет о том, что бизнес будет обязан что-либо вводить... Мы не хотим обременять ни в коем случае. Есть у госкомпаний и компаний с госучастием политическая воля — пожалуйста, они создают либо отдел, либо департамент[антикоррупционный], но не сажают туда всех своих знакомых, которые ничего не делают и получают деньги. А сажают туда людей, которые обладают определенными знаниями. И тогда мы получим значимый результат», — заявила Дыбова.

Она добавила, что «просто декларировать борьбу с коррупцией уже недостаточно». России необходимо пройти тот путь, который уже прошли развитые европейские страны: нужно «изменить бизнес-среду». Дыбова считает, что должны появиться специалисты, которые сводили бы к минимуму все «коррупционные риски», и «профессионально заниматься их минимизацией».

«Вот смотрите. У нас достаточно коррупционная схема госзаказа. У нас [примерно] 800 тысяч управляющих контрактных — и у государства нет стандартизированного государственного контракта. У меня постоянно возникает вопрос: кажется, что может быть проще сделать стандартный образец контракта? [Конечно, все] коррупционные лазейки, которыми недобросовестные сотрудники, не исчезнут на 100%. Но, если ввести такой контракт, они минимизируются», — привела пример Дыбова.

Если найм антикоррупционных сотрудников будет происходить по воле работодателей, не случится ли так, что в компаниях с развитой коррупционной сетью таких «контролеров» просто не появится, спросил корреспондент «Шторма». В ответ Дыбова заметила, что эту проблему может решить корректировка «очень рамочной и общей» статьи «Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции» закона «О противодействии коррупции». Дыбова подчеркнула: если изменения будут внесены, то малого бизнеса этого не коснется.

«А вот крупные компании (численностью свыше четырех тысяч человек) должны будут выполнять конкретизированный перечень [мер]... [Нужно] прописать для них, допустим, что у них появляются ответственные лица, что они принимают определенные кодексы этики и служебного поведения, у них появляется внутренний регламент проведения стандартизированных процедур. То есть такой перечень, который будет им говорить: «Товарищи дорогие, вы слишком масштабные, у вас большие обороны, поэтому есть комплекс мер, которые вы обязаны выполнять», — отметила Дыбова.

Она выразила сожаление, что крупные российские компании проходят за границей антикоррупционный комплаенс для подтверждения своей репутации. В противном случае с ними не заключают договоры представители международных компаний. Дыбова сказала, что больше всего российские предприниматели любят проходить процедуру комплаенса в Великобритании.

«Мы со своей стороны [в ТПП РФ] говорим: «Почему вы ездите туда и платите иногда сотни тысяч фунтов стерлингов, когда мы можем сделать это внутри страны за наши российские рубли совсем другого порядка и посмотреть, оценить ваши процедуры? Почему вы этим занимаетесь там, когда у нас есть свой собственный опыт, свои наработки? Давайте делать это здесь [в России]», — заявила вице-президент ТПП РФ.

Она указала, что российские компании начали проходить комплаенс за рубежом еще до ухудшения отношений России и Запада. В нынешней непростой политической обстановке может случиться так, что отечественные организации в Англии и других западных странах «вообще никогда не пройдут никакой комплаенс». Дыбова отметила, что это «будет их сильно мотивировать повернуться наконец в сторону родной земли».

Возвращаясь к теме коррупции в России, Дыбова сказала: «Бизнес, особенно малый бизнес, устал и сильно страдает от того, что во многих компаниях просто беззастенчиво (и в органах государственной власти, кстати) выстроены схемы воровства денег государственного бюджета. Поэтому наша задача... сузить возможности для воровства и заставить работать в единой системе, когда, если ты не соблюдаешь [антикоррупционных] норм, то ты просто не соответствуешь никаким стандартам и федеральным законам».

Дыбова рассказала, что раз в полгода ТПП РФ проводит опрос предпринимателей под названием «Бизнес-барометр коррупции». В нем принимают участие все регионы. На момент написания заметки закончился третий этап голосования по опроснику ТПП и определилась тройка лидеров самых коррумпированных направлений: во-первых, государственные и муниципальные закупки, во-вторых, разрешения на строительства, лицензии и, наконец, контроль-надзор.

«Это как раз все те сферы, где внедрение антикоррупционных стандартов могут дать очень быстрый результат... Введение даже регламентов и каталогов закупаемой продукции в сфере госзаказа... сможет снизить коррупционность на 50%. А всего-то нужно четко перечислить государству (как это есть везде), что оно закупает, с какими техническими характеристиками», — подчеркнула Дыбова.

Ранее стало известно, что разработанный ТПП профстандарт поддерживает Минтруда. Директор департамента госслужбы министерства Дмитрий Баснак сообщил об этом «Известиям».

«Необходимость подготовки стандарта существует, и мы рассчитываем, что профессиональное сообщество, которое подготовило этот документ, проведет его всестороннее обсуждение с экспертами и в дальнейшем будет поддерживать его в актуальном состоянии. А образовательные организации обеспечат подготовку соответствующих программ, спрос на которые имеется уже сейчас», — сказал он.

Инициатива ТПП также нашла поддержку у заместитель председателя Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Анатолия Выборного. Он полагает, что антикоррупционных специалистов могли бы обучать Московский финансово-юридический университет (МФЮА) и Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА). Об этом сообщили «Известия».

В свою очередь руководитель юридической службы «Опоры России» Ирина Юнкман обратила внимание, что «было бы правильно дополнить профстандарт должностью с минимально возможным набором функционала» специально для малого бизнеса.

«В крупном и среднем уже сейчас есть такие специалисты, а индивидуальным предпринимателям, предприятиям микро- и малого бизнеса это помогло бы соблюдать нормы закона в этой сфере и быть более вовлеченными в тему противодействия коррупции», — заявила Юнкман «Известиям».

____________________________________________

Торгово-промышленная палата России (ТПП РФ) — это добровольное негосударственное объединение предпринимателей, состоящее из нескольких сотен территориальных торгово-промышленных палат, ассоциаций бизнесменов и других организаций. В структуру ТПП РФ входят 20 различных комитетов, в том числе Международный коммерческий арбитражный суд и Коллегия посредников. Учредительный съезд состоялся в октябре 1991 года.

ТПП РФ существует в соответствии с федеральным законом «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации».


Источник: https://dailystorm.ru/news/v-tpp-rasskazali-kak-budut-vnedryat-antikorrupcionnyh-kontrollerov-v-bizn...