Анатолий Выборный: «Системы безопасности в учебных учреждениях явно нуждаются в совершенствовании»

В Перми два подростка в масках напали на учеников и учительницу школы № 127. Пострадало 15 человек. Подростки, по одной из версий, пытались отомстить преподавателю, которая якобы была причастна к отчислению одного из них из указанного учебного заведения. Многие называют поножовщину в пермской школе итогами современной социальной и молодежной политики, культуры и образования в стране. Другие говорят о возрастающем влиянии преступных молодежных сообществ типа АУЕ. Куда движутся современные учебные учреждения, учитывая последние события в Перми? Можно считать поножовщину в школе итогом сильного социального расслоения в обществе? Нужна ли сегрегация в нашем обществе, чтобы уберечь благополучных детей от подобных явлений? Как, на ваш взгляд, можно предотвратить такие инциденты в будущем? 

Анатолий Выборный, заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности: 

«Событие, действительно, шокирующее, и я хотел бы, в первую очередь, выразить сочувствие и поддержать детей и учительницу, оказавшуюся в эпицентре событий и защитившей своих учеников. Насколько мне известно, она прооперирована и находится сейчас в тяжелом состоянии. От всей души желаю и Наталье Шагулиной, и ее ученикам скорейшего выздоровления, а родителям - терпения, сил и оптимизма. На мой взгляд, сейчас было бы лишним поднимать панику. 

Однако мы обязаны со всей серьезностью подойти к оценке случившегося. Необходимо подробно проанализировать ситуацию, чем сейчас занимаются органы МВД и Росгвардия. Когда картина этого инцидента прояснится до мелочей, можно будет принять здравое решение или несколько решений: скорее всего, придется пересмотреть свою работу и службе безопасности, и администрации школы, и психологам.  

О радикальном социальном расслоении и, тем более, о сегрегации речь не идет. 

Пермский эпизод - это, скорее всего, драматичное наложение двух обстоятельств: «вышедшей из берегов» подростковой агрессии, которую, очевидно, никто не контролировал и не отслеживал, и весьма уязвимой системы безопасности данной школы. Совпадение этих обстоятельств привело к ужасным последствиям, хотя все могло быть и куда хуже. 

Не так давно - в сентябре 2017 года - мы уже столкнулись с аналогичным эпизодом проявления агрессии девятиклассником из Ивантеевки, который пронес в здание школы взрывчатку и напал на свою учительницу. Я убежден, что в обоих случаях - и в Московской области, и в Перми - нужно говорить, в том числе, и об ответственности взрослых: родителей, школьной администрации, психологов... Какими бы «неудобными» не были подростки - они еще дети, и мы должны своим интегрированным вниманием, заботой, интересом к их жизни смягчать, насколько это возможно, острые углы адолесцентной психики. 

Разумеется, там, где имеет место серьёзный психический недуг, - а такие люди были во всем времена и всегда будут - или об алкогольной, о наркотической зависимости, нужно принимать соответствующие решения, чтобы не ставить под удар общественную безопасность, тем более, безопасность детей. Такие вопросы должны решаться индивидуально, на месте. Правовые механизмы для регулирования этих случаев в законодательстве существуют, и они работают. 

Но самое главное, в чем я чувствую и свою ответственность, как законодателя, - это реформа систем безопасности в учебных учреждениях. Они явно нуждаются в совершенствовании. Очень важно, чтобы и дети, и их родители понимали, что пространства детского сада и школы не только комфортно, но и безопасно. Уже после инцидента в Ивантеевке мы начали прорабатывать вопрос о том, чтобы сделать профессиональный стандарт «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций» обязательным по всей России. 

Данный профстандарт носит рекомендательный характер и применяется уже более года во всех московских школах, где за прошедший год не было зафиксировано ни единого факта кражи имущества, не говоря уже о чрезвычайных происшествиях. В разы увеличилось количество фактов задержания сотрудниками охраны правонарушителей. Отбор и обучение кадров, отлаженная работа в связке с органами правопорядка дает свои отличные результаты, и мы просто обязаны использовать этот московский опыт повсеместно. 

Драка с ножами в Перми - это капля, которая переполнила чашу. В течение ближайшего месяца я намерен выйти с предложением к министру образования о том, чтобы эти стандарты носили обязательный характер и были введены на федеральном уровне. 

Следующим шагом, как мне видится, мы должны проработать вопрос об установке металлоискателей при входе в образовательные учреждения. Конечно, досмотр личных вещей всех, входящих в школу или детский сад, был бы излишним, но рамки металлоискателя можно было бы применять выборочно, в случаях, когда у сотрудника охраны есть основания для дополнительной проверки подростка, склонного к проявлениям агрессии, или случайного визитера. Однако здесь прежде всего должна состояться широкая общественная дискуссия, чтобы определить критерии, в каких случаях имеет смысл использовать такое оборудование, дабы не допустить того, что случилось в Перми и в Ивантеевке. Подобные инциденты должны уйти в прошлое.»

Источник: http://mosaica.ru/ru/mo/topnews/2018/01/18/anatolii-vybornyi-sistemy-bezopasnosti-v-uchebnykh-uchrezhdeniyakh-yavno-nuzhdayutsya-v-sovershenstvovanii#hcq=P96F5Hq