Анна Палагина: ТПП могут и должны стать местом открытых дверей для начинающих экспортеров МСП

В настоящее время свою продукцию в России экспортируют всего 0,5% предприятий малого и среднего бизнеса, в то время как в Германии этот показатель превышает 30%, а в Японии достигает 70%. Как малый бизнес оценивает свой экспортный потенциал? Как нарастить долю МСП в экспорте товаров и услуг? Эти вопросы рассмотрят эксперты в рамках деловой программы  Российского инвестиционного форума СОЧИ- 2018.

Какие совместные наработки ТПП РФ и Школы экспорта РЭЦ оказались результативными, что уже сделано на этом этапе. На какие факторы необходимо ориентироваться для достижения успеха. Свою экспертную оценку дает ректор Международного института менеджмента объединений предпринимателей ТПП РФ доктор экономических наук Анна Палагина:

 «Система торгово-промышленных палат – уникальный инструмент для развития экспортного потенциала российского бизнеса. Она располагает необходимыми инструментами для его развития и продвижения, и в партнерстве с Российским экспортным центром способна качественно изменить положение дел в этой сфере». 

По словам Анны Палагиной, на сегодняшний день лишь 0,5% от общего числа предпринимателей занимаются экспортом: «..для сравнения: в Германии, каждое третье предприятие занимается экспортом, а в Японии - около 70%. Порядка 30% предприятий от общего количества компаний в нашей стране могли бы рассчитывать на успешность своих экспортных операций и создавать конкурентно-способную модель своего бизнеса.  И в этом я вижу основную точку взаимодействия между нашей системой ТПП и институтом развития и поддержки РЭЦ».

Анна Палагина выделяет ряд важных факторов, которые помогут в дальнейшем сделать совместную работу системы ТПП и РЭЦ более эффективной:

«Во-первых, образовательный проект РЭЦ рассчитан на начинающих экспортеров, кроме того на субъекты МСП, у которых нет своих экспертов. Без базовых знаний предприниматели не могут воспринимать углубленную профильную информацию и экспертную оценку.

Во-вторых, РЭЦ проделал огромную качественную работу по созданию единого образовательного стандарта, основанного на четкой структуре, доступности и сочетании интерактивных и лекционных форматов. Контент применим к любым отраслям и регионам России.

В-третьих, палаты, могут и должны быть знакомы и иметь собственное мнение обо всех плюсах и минусах образовательного проекта в целом и каждого курса в отдельности. Именно тут палаты должны проявить гибкость и творчество в разработке дополнительных или альтернативных образовательных услуг. Например, МИМОП регулярно организует вебинары по профильным темам, привлекая  экспертов по вопросам таможенного тарифного и нетарифного регулирования, экономической интеграции и торговых связей в рамках ВТО, ЕАЭС, БРИКС, таможенного союза, а так же  по международной судебной практике. Именно курсы РЭЦ дали нам информацию о том, в каких знаниях еще нуждаются наши экспортеры.

В-четвертых, палаты могут и должны стать местом открытых дверей, где бизнес, особенно МСП, может получить образование, консультации и даже мотивационную и моральную поддержку. Чрезвычайно успешным в этом смысле можно считать опыт Томской торгово-промышленной палаты.  

В-пятых, это дает возможность палатам выстраивать сотрудничество с региональным правительством в области развития несырьевого экспорта.

Для этого необходимо совместно определить приоритетные и потенциальные отрасли возможного экспорта, потенциальные страны-импортеры, оценить возможности экономических союзов и международных организаций, выявить и поддержать бизнес на этих направлениях.

И тут никто, кроме ТПП и их экспертов на сможет провести лучше других комплексную работу по идентификации стран, приоритетных отраслей,  маркетинговых стратегий, организации деловых миссий, участия в международных выставках, консультаций по вопросам международного права.

В-шестых, институт видит свою задачу в продолжении этой темы не только как образовательной платформы, но и активной научно исследовательской деятельности.

Важно быть не только осведомленным об ожиданиях, потребностях и проблемах бизнеса, но и обеспечить ему доступ к финансовым и нефинансовым продуктам институтов развития.

Мы видим свою миссию в формулировании рекомендаций для создания новых форматов поддержки, и в этом МИМОП проявит гибкость, творчество и дальновидность.