Алексей Антонов: «Мы развиваем экономику при любой погоде»

Президент Союза «Торгово-промышленная палата Саратовской области» рассказал об особенностях работы в условиях санкций

В сегодняшних непростых экономических условиях, серьезно осложненных внешними санкциями и контрсанкциями, роль региональной Торгово-промышленной палаты как консультационного, образовательного, координационного и посреднического центра заметно выросла. О том, насколько и почему бизнесу именно сейчас нужны советы, консультации, форумы и семинары, корреспондент «СарИнформа»  расспросил президента Торгово-промышленной палаты Саратовской области Алексея Антонова.           

Спрос на свое

 - Алексей Васильевич, есть крылатая фраза, принадлежащая Остапу Бендеру: «Не учите меня жить, лучше помогите материально». Как вы считаете, в сегодняшней ситуации она применима к саратовской ТПП?

- Давайте начнем с того, что представляет собой ТПП. Это очень сложный организм и в части своей деятельности, и в части взаимодействия с бизнесом. За формулировками, написанными в уставной деятельности нашей организации, стоит большая, ежедневная, кропотливая работа каждого отдела.

- Я с этим не спорю, но разве санкции и контрсанкции никак не повлияли на вашу работу?

- Санкции и контрсанкции в основном повлияли на выдачу сертификатов страны происхождения. Этот документ мы имеем право выдавать, чтобы при вывозе продукции на экспорт та компания, которая покупает этот продукт, имела некие преференции при его таможенном оформлении у себя в стране (они освобождают от НДС, акцизов и других сборов). Что же касается основной части влияния санкций, то здесь у палаты очень широкое поле действий.

- Например?

- Например, год назад мы при содействии правительства Саратовской области организовали выставку проектов импортозамещения предприятий регионов Приволжского Федерального округа «Сделано в России. Сделано для России».  На выставке была представлена импортозамещающая продукция 30 предприятий из 13 регионов ПФО. Наши стенды рассказывали о самых ярких проектах последних лет: запуске локомотивного завода в Энгельсе, возрождении производства плащевых тканей на ООО «Балтекс» в Балашове, новейших разработках инновационных предприятий «Биоамид», «Лапик» и «Синкросс». Выставка продемонстрировала готовность бизнеса работать в предлагаемых обстоятельствах. Сегодня необходимо перестроить отечественное производство в части импортозамещения. Если раньше наш бизнес закупал много оборудования у иностранных поставщиков, то теперь их нужно переориентировать на закупки у российского товаропроизводителя.

- В теории, конечно нужно. А на практике?

- Понимаете, в чем наша беда? Мы хотим за короткое время (год, два, три) перестроить всю экономику. Но до этого 25 (!) лет она жила за счет импорта, начиная с пищевой продукции и заканчивая высокими технологиями. Поймите, это работа не одного года.

- Но замещать-то импорт есть чем?

- Давайте рассуждать логически. Если говорят о том, что нам не дают импортные высокотехнологичные станки из-за санкций, то предприятие должно искать такое оборудование у себя в стране. То есть, спрос существует. А предложение должно вырабатываться по мере возможностей каждого предприятия. И здесь мы переходим к другой части вашего вопроса — к дефициту денег. Я вижу роль Торгово-промышленной палаты в создании инфраструктур, которые помогут предприятиям отвечать сегодняшним требованиям рынка.

           

Инфраструктуры подъема

 

- Что это за инфраструктуры?

- Их несколько. Но одна из значимых, которая особенно интересна для представителей крупного бизнеса, это федеральный Фонд развития промышленности. Он предоставляет в основном крупным предприятиям денежные кредиты под 5 % годовых на 5 лет. Нижняя планка заемных средств — 50 миллионов. Единственное условие: предприятие должно уверенно защитить свой бизнес-проект. За прошлый год три наших компании при активном содействии ТПП смогли сделать это и добиться получения дешевых кредитов на общую сумму порядка 500 миллионов рублей. Это ЭОКБ «Сигнал» им. А.И. Глухарева, Саратовский завод тяжелых зуборезных станков и «Тролза».

Как поступило, например, ЭОКБ им. Глухарева? Они производят датчики высокого давления. На этом рынке на данный момент существует очень большая конкуренция, в том числе со стороны иностранных производителей. В первую очередь - китайских. Причем цена у китайской продукции ниже, хотя, может быть, она и более низкого качества. В ЭОКБ Глухарева поняли, что если вовремя не войти в программу поставок таких датчиков для авионики (а эти датчики ставятся на самолеты), то потенциал может быть упущен еще на 10 лет. А сейчас у предприятия есть средства на производство и на закупку оборудования.

 

Для средних и малых

 

- Отлично, но это все касается в основном крупного бизнеса... А как же средний бизнес, малый?

- Сейчас региональная ТПП совместно с областным правительством заявляет о необходимости создания территориального фонда развития промышленности (30 % средств дает региональный бюджет и 70 % - федеральный Фонд развития промышленности). С помощью которого не только крупный бизнес сможет получать дешевые кредиты, но и средний, и малый. Так как планка займа может быть снижена до 10 и даже до 5 миллионов рублей. Практика других регионов показала эффективность таких территориальных фондов. Но опять же нужно понимать, что все эти кредиты обязательно касаются вложений в собственное производство. Это не купи-продай. Контроль за использованием денег осуществляется фондом в течение действия всего контракта. Чем еще интересен территориальный фонд развития промышленности? Экспертная группа, которая формируется здесь, проходит обучение и готовит предприятия к экспертизе на федеральном уровне.

Следующий момент — структура, которую мы создали совместно с областным комитетом (теперь уже министерством) по инвестиционной политике и имущественным отношениям – Автономная некоммерческая организация «Центр поддержки экспорта Саратовской области».

- А что он дает местному бизнесу?

- Прежде всего, возможность участвовать в бизнес-миссиях. Мы компенсируем часть средств, потраченных бизнесменами на зарубежные поездки, где они представляют свою продукцию. В основном это относится к малому и среднему бизнесу.  Мы оплачиваем всю логистику. То есть Центр поддержки экспорта общается с принимающей стороной, и уже она готовит свой бизнес для общения с нашими предпринимателями. С момента создания центра состоялось несколько бизнес-миссий и сейчас готовятся еще три, которые мы рассчитываем провести до конца года. Это Иран, Казахстан и Германия. Причем очень большое количество предпринимателей хотят поехать именно в Иран. Туда мы подберем очень сильный состав и всерьез рассчитываем на результативные переговоры об инвестициях наших бизнесменов в эту страну.

- А что Саратовская область может предложить Ирану?

- Например, зерно. Эта страна потребляет большое количество зернопродуктов. Возможно также строительство элеваторов. Варианты разные. Главное, что наш аграрий набрал силу и уже имеет возможность реализации собственной продукции и вложения денег. Один из способов — экспорт. У нас единственная серьезная проблема: не все зерно соответствует требованиям по классу и твердости. В принципе, они готовы брать и более дешевое зерно. Но здесь уже нужно вести переговоры. Вот для этого нужны бизнес-миссии.

Следующий момент, которым можем похвалиться: создание совместно с региональным министерством экономического развития Автономной некоммерческой организации «Палата ремесел Саратовской области». Под ее крышей объединилось большое количество саратовских ремесленников, которым мы также помогаем создавать и расширять бизнес в сфере народно-художественных промыслов, реализовывать продукцию, повышать ее узнаваемость, выявляем самобытных мастеров. Физических лиц агитируем регистрировать своё дело, создавать ИП. Потому что у нас в палате не могут находиться предприниматели, которые не имеют никаких отношений с государством. Таким образом, повышается легальная занятость, а заодно и туристическая привлекательность региона. Если говорить о сувенирах, которые охотно приобретают туристы, то мало кому интересен китайский ширпотреб, доминирующий на рынке. Совсем другое дело, когда вы покупаете изделие, сделанное руками мастера, порой уникальное.

Кроме всего прочего ТПП способствует активной гражданской деятельности наших предпринимателей. Вот скажите, когда региональный бизнес участвовал в обсуждении стратегии развития региона на ближайшие пять лет? Не было такого! А мы это сделали.

 

Дьявол кроется в деталях

 

- Алексей Васильевич, вы упомянули о том, что санкции повлияли на выдачу сертификатов страны происхождения. В чем это выразилось?

- Если до санкций палата работала в основном по выдаче сертификатов страны происхождения на экспорт, то сейчас выдает их для участия товаров в госконтрактах. То есть подтверждает, что тот или иной товар - российского происхождения, и он имеет право участвовать в государственных торгах. Нам важно повысить спрос отечественной продукции внутри страны. Это касается различного оборудования (особенно машиностроения), фармацевтических средств, и многого другого. Так что Саратовская ТПП, так или иначе, работает на развитие экономики. При любой погоде, в любых условиях. В том числе санкционных.

- ТПП в своей работе отдает предпочтение какому-либо уровню бизнеса — крупному, среднему, малому?

- Нет, конечно. Как руководитель ТПП не имею права кого-то выделять. Мы должны разговаривать с представителем каждого бизнеса на одном языке. Но лично я, абстрагируясь от должности, полагаю, что малому бизнесу нужно помогать прежде всего. Я бы даже сказал, что за ним будущее. Однако будущее не только в торговле, не только в традиционных услугах и товарах, но и в создании инновационной продукции. Конкретный пример: собрались несколько молодых человек и создали компанию по производству дронов. Эти ребята мобильны, мотивированы и хотят свое дело развить! А поскольку они предлагают инновации, то имеют все шансы попасть в специальную государственную программу поддержки. Но, повторяю, это мое личное мнение.

- Но с кем быстрее и проще удается найти общий язык - с «крупняком», «середняками» или «малышами»?

- По-разному. К примеру, есть самодостаточные крупные предприятия. Они говорят нам: дайте сертификат страны происхождения, экспортные позиции у нас хорошие, все у нас нормально. А тут раз — санкции! Они приходят и признаются: у нас проблемы, нужно искать новые рынки. И если руководитель адекватный и понимает, что в данной ситуации нужно меняться, с ним интересно взаимодействовать. А если руководитель приходит и начинает лить крокодиловы слезы по поводу того, что все плохо и безнадежно – тут другая картина. Да и предприятие такое со временем, как правило, исчезает.

Хороший пример — завод резервуарных металлоконструкций. Прекрасное предприятие! Оно одно из первых, которое получило сертификат Ллойда на свою продукцию. Но закредитованность и ошибки топ-менеджеров, которые не смогли вовремя сориентироваться в 2008-м и в 2014-м году, привели к тому, что завод оказался в нехорошей ситуации. И огромная заслуга областного правительства и губернатора в том, что все же нашли для них инвестора и не дали окончательно лечь предприятию. Если бы так же сработали в случае с Саратовским авиационным заводом, думаю, регион сейчас выпускал бы хорошие самолеты.

- У меня вообще такое впечатление, что многие законы у нас разрабатываются если и не врагами народа, то уж точно людьми малоквалифицированными...

- Как правило, дьявол кроется в деталях. Вот вроде хороший закон, и он должен работать. Но когда ты его читаешь, то начинаешь понимать, что вот здесь, здесь и здесь заложена бомба. Кстати, по данным министерства экономического развития Саратовской области, Торгово-промышленная палата региона лидирует по корректировке проектов нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы предпринимательской и инвестиционной деятельности. На этом поле мы конкурируем с прокуратурой, Общественной палатой, другими экспертными площадками.

Следующим этапом, помимо проведения подобных экспертиз, должно стать создание группы экспертов, которые бы проверяли действие того или иного закона, его слабые места. Вот тогда мы сможем говорить, что законы работают на бизнес, на регион. Надеюсь, в новом статусе депутата Саратовской областной думы мне удастся что-то сделать в этом направлении.

 

Беседовал Дмитрий Богатырев
Источник: https://www.sarinform.ru/interviews/2017/10/17/183818