Вопросы создания комфортного бизнес-климата в России сейчас решаются на всех уровнях государственного управления. Не остаётся в стороне от этого процесса и отечественное деловое сообщество. Важную роль в обеспечении благоприятных условий для работы предпринимателей играет их самое представительное объединение – Торгово-промышленная палата Российской Федерации.
Что мешает активному развитию бизнеса у нас в стране? С этого вопроса корреспондент журнала «Успех как стиль жизни» начал беседу с вице-президентом ТПП РФ Еленой Дыбовой.
– Для того, чтобы получить полное представление о настроениях предпринимателей, ТПП РФ вместе с ВЦИОМ провели их опрос. По мнению 26 процентов его участников, сильнее всего мешают бюрократия, большая отчётность и частые изменения законодательства. Пятая часть респондентов считает, что всему виной высокие налоги. Среди причин, по которым развитие бизнеса затруднено, участники опроса назвали также большие финансовые затраты, административные барьеры, плохое информирование о мерах господдержки бизнеса, высокие процентные ставки и другие проблемы кредитования. Разумеется, не забыли участники опроса и о коррупции.
Надо сказать, что в отношении приоритетных проблем сейчас наблюдается некоторое смещение акцентов. Если раньше первые позиции занимали вопросы административного давления на бизнес, то сейчас они уступают первенство трудностям экономического характера. Вместе с тем, это не означает, что остальные факторы сдерживания перестали действовать на отечественный бизнес.
Только один показательный пример. Если мы говорим о частых изменениях законодательства, то надо понимать, что у нашего Кодекса об административных правонарушениях показатель устойчивости составляет 14 дней, а у Налогового кодекса – всего 10. Для сравнения в европейских странах средние цифры – от 400 до 500 дней. В таких условиях прорабатывать серьезные перспективные планы очень непросто.
Поэтому государство вместе с объединениями предпринимателей сейчас делает серьёзные шаги, чтобы выправить сложившуюся ситуацию и добиться заметных изменений бизнес-климата, сделав его максимально комфортным для предпринимателей.
– Коррупция здесь не занимает лидирующего места, но является очень серьёзным барьером на пути развития бизнеса. Как ТПП РФ борется с её проявлениями?
– У нас развивается проект, известный как «Бизнес-барометр коррупции». Раз в полгода представители ТПП РФ проводят опрос предпринимателей во всех регионах и задают им простые вопросы: приходилось ли сталкиваться в своей деятельности с этим явлением, как оцениваете ситуацию, какие направления работы можно считать самыми коррупционными и каков размер так называемого «незаконного вознаграждения».
Результаты первых двух опросов, честно скажу, не обнадёживают. Тройка лидеров коррупционных направлений – государственные закупки, получение разрешений, справок, лицензий, а также природоохранные требования и услуги, например, вывоз мусора. Радует положительная динамика примерного суммарного объёма неофициального платежа или подарка: если год назад преобладали суммы от 150 тысяч до 1 миллиона рублей, то полгода спустя, предприниматели отметили как самый распространённый размер в 10 тысяч рублей и больше. Такими финансовыми средствами бизнес вынужден поддерживать диалог с чиновниками.
Впрочем, есть и другие оптимистичные цифры. Так практически 40 % опрошенных заявили, что не приемлют коррупцию в любых её проявлениях и будут вести свой бизнес честно, несмотря ни на какое давление.
– То есть, антикоррупционная хартия российского бизнеса работает?
– Да, но не только она одна. В прошлом году в Международный день борьбы с коррупцией ТПП РФ сделала ставку на интерактивные лекции. Я считаю, что бесчисленные конференции и собрания, обсуждения и форумы не дают ожидаемого результата. Мы подготовили очень интересные яркие и запоминающиеся ролики. Это были интервью с предпринимателями, об их опыте работы в бизнесе. Общая форма сделанных нами презентаций – 40 минут наглядной информации о том, как надо работать и что надо делать.
Больше чем в 50 регионах представители наших палат выступали не только перед предпринимателями. Интерактивные лекции прошли и в органах госуправления, и в школах, и в вузах. В декабре этого года ТПП РФ вновь повторит эту программу.
Хочу отметить, что нас поддерживают в администрации президента России, Минэкономразвития, Минтруде. В ТПП РФ пытаются не просто донести настроение бизнеса до госструктур, но ещё и помогают выявлять факторы, ведущие к коррупции.
– И всё же, даже несмотря на коррупцию, заметен рост российской экономики. Какой, на ваш взгляд, вклад вносит в это малый и средний бизнес?
– Могу сказать, что в среднем в европейских странах доля малых предприятий в экономике – от 70 %. В России этот показатель оценивается в 24 %, поэтому пока нельзя говорить, что малый бизнес уже начал кардинально влиять на экономическую ситуацию в стране.
Правда, есть ряд моментов, которые мы должны учитывать, делая такой вывод. По оценке Всемирного банка, у нас около 50 % малого бизнеса работает в тени. И в случае, если бы их труд удалось легализовать, мы получили бы минимум 40 миллиардов рублей дополнительного оборота. Проблема в том, что административные препятствия, о которых мы говорили, настолько существенны, что просто отпугивают малый бизнес. Здесь позиция ТПП РФ однозначна: для малого и микробизнеса – один отчёт один раз в год в одно окно и один платёж. Эти четыре ключевых правила взаимоотношения малого бизнеса и государства способны помочь вывести предпринимателей из тени.
Все проекты ТПП РФ, которые мы реализуем, рассматриваются только с одной позиции – что в результате получит реальный предприниматель? Я не зря сказала, что, количество форумов, разговоров и мозговых штурмов просто зашкаливает. А результат значительно скромнее, чем ожидали. И здесь мы предоставляем свои новые проекты, направленные именно на то, чтобы дать конкретные инструменты конкретным людям.
Чаще всего человек не регистрирует бизнес, потому что он не умеет и не знает как это сделать. Для решения проблемы в сентябре мы начинаем проект «Сопровождение». У нас недостаточно качественных продуктов питания, потому что доля контрафакта в закупках очень велика – для разрешения этой проблемы на помощь приходит наш проект «Агро – за качество!», где эксперты ТПП определяют реальных производителей и помогают им найти дорогу к заказчикам. Государство сейчас настоятельно мотивирует крупный бизнес кооперироваться с малым? Наш проект «Реестр надёжных партнёров» – это цепочка, обеспечивающая выстраивание их конструктивных деловых отношений.
Следующий очень серьёзный проект социального предпринимательства – семейный бизнес. Это очень перспективное направление (количество семей, занятых в этом бизнесе, растёт очень стремительно) но, к сожалению, никак законодательно не отрегулированное. Например, если я хочу устроиться на работу, допустим, к своему мужу (он – директор), нам надо заключать трудовой договор. Детей на работу брать нельзя, потому что есть ограничения по возрасту и т. д. Не заключил контракт – пришла трудовая инспекция, наказала… Наш проект направлен именно на решение всех этих проблем.
Сейчас мы работаем над тем, как помочь людям, которые в силу своего возраста испытывают проблемы с трудоустройством. По большому счёту, всё, что делает система российских торгово-промышленных палат направлено, прежде всего, на поддержку человека, который занимается делом. Это главная задача, которую мы перед собой ставим, когда говорим о новых проектах развития.