Вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова
В целом, в настоящее время действующий бизнес заинтересован в развитии честной конкуренции. Существует так называемый «запрос на легальность». Например, в Астраханской области кондитеры и рестораторы объединяются против домашних кондитерских, т.к. легальный бизнес становится убыточным, неконкурентоспособным в таких условиях. Для бизнеса легализация самозанятых – это вопрос равно-справедливых условий в единой среде.
Подход к решению задачи легализации самозанятых может (и должен) быть с разных сторон.
Во-первых, нужно отделить противозаконную деятельность от нелегализованной самозанятости.
Во-вторых, важно понимать, что для малого бизнеса нахождение в тени – это скорее оборона, вынужденная мера, чтобы остаться на плаву, в то время как для крупного бизнеса – это дополнительный ресурс для развития (запасной карман для рекламных кампаний, поддержки избирательных кампаний местной власти и пр.)
В-третьих, нужно понять, где искать самозанятых:
- регионы с высокой долей занятости в сельском хозяйстве: отсутствие комфортной инфраструктуры, низкие обороты на фоне высокой налоговой и неналоговой нагрузки. С другой стороны – позитивный опыт ЛПХ (личных подсобных хозяйств) с точки зрения освобождения от излишнего администрирования, добровольная уплата страховых и пенсионных взносов.
- крупные города: всё в порядке с инфраструктурой, онлайн ведение бизнеса, сдачи отчетности и т.д., но – людям нужно время, чтобы понять «их» это бизнес или нет. Необходим Демо-режим. Если государство хочет следить за такими предпринимателями, возможно, стоит ввести институт наставничества и бизнес-ориентации (профориентации)?
- Северо-Кавказские республики (Чеченская республика не участвовала в исследовании): сговор кланов, не знание законодательного порядка ведения бизнеса, всё основывается на личных договоренностях.
- небольшие населенные пункты: отсутствие горизонта развития (перспектив роста) из-за низкого покупательского спроса, неразвитой инфраструктуры, отсутствия фин. и гос. поддержки.
Особенности деления по территориальному признаку должны лечь в основу тех преференций, которые получит самозанятый, зарегистрировав свое предприятие.
Но даже решив эти проблемы, можно столкнуться с нежеланием людей легализовывать предприятие:
- низкие обороты – если денег хватает только на обеспечение себя, своей жизни, не имеет смысла регистрироваться, тратить время на поддержание деятельности в легальной среде;
- некоторые отрасли, в особенности креативные индустрии: изготовителя кукол ручной работы не привлечешь перспективами роста предприятия – ему не нужна массовость, это штучный товар.
По теории Эрна́ндо де Со́то (перуанский экономист) – предприниматель – рациональный человек, и при выборе легальной или нелегальной деятельности руководствуется наименьшими издержками (налоги, взносы, пр. неналоговые платежи против взяток, «крыши», невозможности взять кредит и т.д.).
Путь, который выберет государство в решении вопроса легализации самозанятых (пряник или перец), повлияет на выбор предпринимателей, об этом нужно помнить.