Требование времени – государственное стратегическое планирование

Влияние санкций на развитие нашей экономики несомненно. Прежде всего это касается тех отраслей, которые зависят от импорта на 80–90%. Для восстановления производства потребуется как время, так и инвестиции. Производственные мощности также есть в наличии, загрузка по некоторым отраслям за последние годы снизилась до 50%, а в некоторых отраслях производства оборудования и комплектующих упала ниже 20%.
Основной проблемой для реализации масштабной программы по импортозамещению может стать недостаток ресурсов для реализации инвестиционной стратегии. Ставки по кредитам выросли в среднем на 7 процентных пунктов. Это не только поменяло бизнес-модели новых проектов, но и сказалось на проектах, которые реализуются с применением заемных средств, пишет Дмитрий Курочкин, вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

– Эффективное развитие различных отраслей экономики России также невозможно сегодня без использования потенциала малого и среднего предпринимательства, в первую очередь – производственного, инновационного. Без вовлечения производственного малого и среднего бизнеса в кооперацию с крупными предприятиями трудно представить, как мы сможем выполнить существующие программы разумного, но достаточно широкого импортозамещения. Это в первую очередь относится к сфере машиностроения, производству перерабатывающего оборудования, сервисному обслуживанию.

Мировой опыт, в частности, авиастроительных корпораций «Боинг» и «Эйрбас» свидетельствует о важности широкого развития специализированных малых и средних предприятий, работающих в тесной кооперации с головным предприятием. Там доля комплектующих, производимых малыми и средними предприятиями, на конечных продуктах этих компаний превышает 50%.

Например, в странах Евросоюза широко распространен механизм субконтрактации: общее число предприятий, выступающих субподрядчиками крупных компаний, ежегодно превышает 250 тыс., а количество вовлеченных работников оценивается соответственно в 3,8 млн человек. Тут явно есть чему поучиться.

У нас же «дорожной картой» «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием» даже к 2018 году планируется доля общих закупок инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием у субъектов МСП только в 25% (а прямых закупок – 10%), что крайне мало.

Мы призываем российские промышленные корпорации, среди которых есть настоящие гиганты индустрии, помнить о «малышах» и по возможности активно вовлекать их в свои технологические цепочки. Поверьте, при грамотном взаимодействии они помогут вам решить многие проблемы модернизации и технологического обновления производства, причем с меньшими издержками.

В январе 2015 года распоряжением правительства Российской Федерации был утвержден план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году. Палата поддерживает предусмотренные планом меры, считая ряд из них весьма конструктивным и эффективным.

В свою очередь, Палатой были подготовлены предложения по дополнительным мерам, в частности по докапитализации региональных банков, развитию малого и среднего предпринимательства.

Мы видим следующие основные принципы реализации государственной политики в данном направлении:

1. Необходимо формировать и стимулировать внутренний спрос посредством использования механизмов государственного и муниципального заказа. Важно настроить контрактную систему таким образом, чтобы отечественные товары получили максимально возможные преференции при закупках. Нужно проработать вопрос о введении ограничений и запретов на импорт продукции при наличии отечественных аналогов.

2. С принятием закона «О промышленной политике в Российской Федерации» важнейшей задачей становится разработка механизмов его эффективной реализации и принятие соответствующих подзаконных актов.

3. В условиях дефицита финансовых средств ключевое направление – это привлечение инвестиций – как частных, так и государственных, при необходимости использование инструментов государственно-частного партнерства. В условиях сокращения внешних инвестиций нужно развиваться прежде всего за счет внутренних ресурсов.

4. Необходимо стимулирование более тесного взаимодействия малого и крупного бизнеса, обеспечение доступа малых и средних предприятий к закупкам госкомпаний, выход на новые рынки.

5. Необходимо направить все инструменты Банка России и правительства на поддержание предприятий реального сектора экономики, в том числе через поддержку банков второго уровня, кредитующих предприятия.

6. Необходимы серьезные изменения тарифной и налоговой политики.

Торгово-промышленная палата России считает работу по развитию производственного малого и среднего предпринимательства одним из безусловных приоритетов своей деятельности. Мы много внимания уделяем совершенствованию нормативно-правовой базы и правоприменительной практики программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. В частности, в настоящее время мы предпринимаем в этой области совместные шаги с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, в свое время более известным как «Фонд Бортника» (сегодня его возглавляет С.Г. Поляков), опираясь в этой работе в первую очередь на потенциал территориальных торгово-промышленных палат.

С использованием возможностей ТПП РФ, фонда, территориальных ТПП будет осуществляться совместная деятельность по продвижению российских технологий, обладающих высокой коммерческой привлекательностью.

Также в данной деятельности примет активное участие недавно образованная рабочая группа ТПП РФ по содействию коммерциализации технологий и привлечению инвестиций в инновационные проекты. В состав рабочей группы вошли представители ФАНО России, ТПП РФ, региональных торгово-промышленных палат, Агентства стратегических инициатив, «РОСНАНО», «Сколково», субъектов предпринимательской деятельности, в том числе сфер консалтинга, финансов и инвестиций.

Основная задача рабочей группы – проработка организационных механизмов, объединяющих действия и возможности научных организаций и предпринимательского сообщества с целью отбора, развития и содействия коммерциализации научно-технических разработок и удовлетворения потребностей бизнеса в технологиях.

Аналогичную задачу мы видим во взаимодействии с фондом.

Совместная поддержка высокотехнологичных проектов не будет ограничена территорией России: для этого мы активно задействуем зарубежные представительства ТПП РФ и партнеров фонда.

Конечно, часть номенклатуры оборудования и изделий уже сейчас можно воспроизвести с помощью имеющихся производственных мощностей. Однако даже страны с самой высокоразвитой экономикой практически все современные товары производят с использованием транснациональных структур, оставляя за собой лишь ряд важнейших компетенций.

Единственный способ остаться в числе ведущих экономик – обеспечить высокую производственную и технологическую конкурентоспособность российской продукции, ориентируясь при этом на мировой рынок.

Это будет непросто: подавляющее большинство наших предприятий отстали от своих зарубежных конкурентов, и не в последнюю очередь вследствие неготовности к кооперации с отечественным научно-производственным сектором. Как итог – постоянно возникающие сложности с субконтрактацией, инжинирингом, обслуживанием контрактов жизненного цикла.

Однако надо заметить, что в число пострадавших в результате «санкционной войны» попали и зарубежные товаропроизводители, ориентирующиеся на российский рынок. Финансовые показатели многих из них заметно ухудшились. В этих условиях ряд российских компаний рассматривают новую стратегию в организации импортозамещения – покупку активов зарубежных компаний и перенос части производства для выпуска конечной продукции. Такие российские компании, как «ТехноНИКОЛЬ», «Р-фарма», «Лукойл», «КАМАЗ», планируют или уже закрыли такого рода сделки с зарубежными партнерами. С одной стороны – да, утечка капитала, с другой – российские компании получают прямой доступ к новым рынкам и технологиям.

Если же говорить о «дорожных картах» импортозамещения, то Министерство промышленности и торговли России разработало 18 отраслевых планов импортозамещения, реализация которых позволит даже в самых чувствительных секторах, например станкостроении, сократить импортозависимость с текущих 88% до 40% к 2020 году.

При этом предлагаемый комплекс мер, направленный на обеспечение импортозамещения через локализацию производства конкурентной импортной продукции, потребует 159 млрд рублей бюджетных средств, однако в 20-летней перспективе послужит привлечению в бюджет доходов в объеме до 2,156 трлн рублей (прирост в 13,5 раза).

В первую очередь импортозамещение необходимо в двух основных отраслях – высокотехнологичном станкостроении и оборудовании для нефтегазовой промышленности, потому что в отношении этих отраслей действуют санкции, притом что в экономике страны эти отрасли являются ключевыми.

Эта работа будет вестись при поддержке Фонда развития промышленности. Наша главная задача – сформировать портфель производственно-технологических проектов, заинтересованных в получении льготного заемного финансирования. Деятельность фонда сконцентрирована на реализации механизма стимулирования промышленных компаний в направлении разработки, внедрения и вывода на рынок новых продуктов, обеспечивающих конкурентоспособность компаний на мировом рынке, замещение импортных продуктов на российском рынке, повышение экологических и ресурсосберегающих характеристик технологий.

Для достижения субъектами промышленной деятельности указанных целей фонд предоставляет целевой займ на период от 5 до 7 лет. Размер ставки по займам составляет от 5% годовых. Эта работа будет вестись на постоянной основе, и опыт ТПП РФ в отборе и продвижении региональных инвестиционных проектов будет чрезвычайно востребован.

Таким образом, для повышения конкурентоспособности экономики, повышения производительности труда, стимулирования ее роста необходима разработка программ в самых разных отраслях экономики. Обеспечение технологической безопасности России ставит перед экономикой широкий спектр задач, решение которых невозможно без эффективного взаимодействия государства и общества, науки и бизнеса, научно-исследовательских, проектных и образовательных учреждений и организаций, производителей и потребителей продукции, а самое главное – без государственного стратегического планирования.


Подготовлено при участии
Департамента содействия инвестициям и инновациям
и департамента по работе с объединениями предпринимателей ТПП РФ