Принятый в этом году ФЗ «Об основах государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства в Российской Федерации» открывает новые перспективы, в частности, для представителей органов власти, давая возможность использования новых моделей взаимодействия с бизнесом.
На полях Международного инвестиционного форума «Сочи-2015» состоится панельная дискуссия «Федеральный закон о ГЧП: новые возможности для решения старых проблем».
По-прежнему существуют риски и проблемы правоприменительной практики, сложности структурирования, оценки эффективности проектов и четкой регламентации конкурсной процедуры. По мнению экспертного сообщества, решение этих вопросов кроется в дальнейшей настройке подзаконных актов. Корреспондент ТПП-Информ в преддверии форума беседует с вице-президентом ТПП РФ Дмитрием Курочкиным.
– Дмитрий Николаевич, какие механизмы предлагают эксперты ТПП РФ в решении этих вопросов. И какие возможности с появлением ФЗ появятся в реализации инфраструктурных проектов?
– Принятие Федерального закона о ГЧП, который вступит в силу 1 января 2016 года, является важным этапом в развитии рынка инфраструктурных проектов в нашей стране. До этого не было одинаковых норм и правил игры по всей России. И в отсутствие федеральных норм проекты ГЧП обладали дополнительным риском, так как контракты могли быть опротестованы.
Вместе с тем эксперты уже сейчас отмечают необходимость доработки принятого закона. Так, установленные законом ограничения по участию в проектах в качестве частного партнера иностранных юридических лиц и компаний, находящихся под контролем государства, не соответствует лучшей международной практике. Кроме того, законом устанавливается исчерпывающий перечень объектов соглашений о государственно-частном партнерстве, в который не попали объекты водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, а также дороги. Отметим при этом, что на сегодняшний день наибольшее число проектов ГЧП реализуется именно в коммунальной сфере.
Кроме того, до вступления закона в силу предстоит еще достаточно большой объем работ, в том числе по принятию подзаконных нормативных актов, регламентирующих порядок и методику оценки эффективности проектов ГЧП, механизм частной инициативы, процедуры конкурсного отбора. И решаться эти вопросы будут с привлечением экспертного и предпринимательского сообщества.
ГЧП как инструмент достаточно сложен и для бизнеса, и для власти. Поэтому сейчас необходимо накопление опыта и компетенций в этой сфере. Предприниматели и чиновники должны понять, как пользоваться его механизмами на практике, как провести конкурс, заключить эффективный контракт, защищающий интересы обеих сторон.
В целом промежуточные итоги нашей работы показывают, что не только законодательные пробелы сдерживают развитие ГЧП в России. Не менее важная проблема – отсутствие механизмов эффективного финансирования ГЧП-проектов (даже при наличии средств). Причины этого (за исключением административных) – не столько высокая стоимость заемных денег и нежелание банков кредитовать на длительные сроки, сколько общие настроения предпринимателей, опасающихся реализовывать сложные и долгосрочные проекты.
В целях решения проблемы с привлечением долгосрочных финансовых ресурсов для реализации проектов ГЧП необходимо, на наш взгляд, развивать рынок заемного финансирования инфраструктурных проектов, реализуемых на принципах ГЧП, внедрять налоговые льготы по доходу на долгосрочные ценные бумаги, выпущенные под обеспечение инфраструктурных проектов, осуществлять обсуждение с предпринимательским сообществом расширения возможностей негосударственных пенсионных фондов по инвестированию в инфраструктурные проекты. Также целесообразно подготовить изменения в законодательство РФ о налогах и сборах в части установления особенностей налогообложения при реализации соглашений о ГЧП.
Кроме того, для эффективного осуществления проектов в сфере ГЧП необходимо законодательное установление механизмов финансовой поддержки инвесторов, среди которых особое место занимает налоговое льготирование. На наш взгляд, следует также рассмотреть возможность создания специального режима налогообложения при выполнении соглашений о ГЧП. Для инвестора важно, чтобы налоговые правила, действующие в момент окончания реализации ГЧП-проекта, были аналогичны тем, которые существовали в момент заключения соглашения о ГЧП. Потенциальному частному партнеру необходимы гарантии стабильности налогового режима.
– Станет ли принятый ФЗ стимулом для межрегионального взаимодействия регионов в рамках одного федерального округа при реализации крупных инфраструктурных проектов? К примеру, таких как строительство мостов, дорог или ТЭЦ. Как ТПП регионов могут быть встроены в эти процессы?
– По данным Министерства экономического развития Российской Федерации, отсутствие федерального законодательства в сфере ГЧП сдерживало реализацию свыше 140 проектов в более чем 40 регионах России. Принятый закон снимает ограничения и, полагаем, станет стимулом для расширения рынка проектов ГЧП, что, безусловно, предполагает расширение межрегионального взаимодействия.
Кроме того, одной из дополнительных возможностей для расширения межрегионального сотрудничества по реализации инфраструктурных проектов может стать возможность инициации ГЧП-проекта со стороны частного партнера, что закрепляется принятым законом. Однако бизнесу только предстоит разобраться с особенностями процедуры внесения частной инициативы.
Принимая во внимание, что на частную инициативу также будет распространяться необходимость обязательной оценки эффективности проекта на этапе его подготовки как с точки зрения финансовой составляющей, так и с точки зрения социально-экономического эффекта от его реализации, одним из наиболее актуальных вопросов остается вопрос компетенций всех участников рынка. И здесь становится очевидной роль торгово-промышленных палат. Имея значительный опыт в сфере профессиональной подготовки предпринимателей, в том числе в инвестиционной сфере, во взаимодействии с Министерством экономического развития России и НП «Центр развития ГЧП» палаты могут стать региональными центрами компетенций для предпринимателей и органов власти в своих регионах.
Кроме того, палаты традиционно участвуют в совершенствовании нормативно-правовой базы в регионе, и законодательство, регулирующее отношения в рамках государственно-частного партнерства на региональном и муниципальном уровне, не останется без должного внимания.
– В рамках деловой программы Международного инвестиционного форума «Сочи-2015» пройдет практический семинар для регионов «5 аспектов успешной реализации проектов ГЧП в субъектах РФ».
На Ваш взгляд, на что в первую очередь стоит обратить внимание регионам при изучении федерального закона?
Для ответа на этот вопрос в рамках семинара планируется рассмотреть 5 аспектов, влияющих на успешное применение Федерального закона в субъектах РФ:
- определение уполномоченного органа и системы управления сферой ГЧП;
- внедрение механизмов оценки эффективности проектов,;
- организации процесса конкурсного отбора;
- выстраивание эффективного взаимодействия с инвестором и кредитными организациями;
- организация эффективного управления проектом на всех стадиях жизненного цикла.
Как участвуют в работе региональные ТПП и ТПП РФ?
– В первую очередь в связи с принятием федерального закона регионам, на наш взгляд, необходимо обратить внимание на приведение в соответствие с федеральным законодательством действующих нормативных правовых актов, регулирующих сферу государственно-частного партнерства. На сегодняшний день в 71 регионе принят региональный закон о ГЧП, действует свыше 200 региональных и муниципальных нормативных правовых актов. К 1 июля 2016 года должен быть завершен процесс реформирования всей системы регламентирования сферы ГЧП.
Кроме того, федеральный закон устанавливает необходимость определения уполномоченного органа как на региональном, так и на муниципальном уровне, основной задачей которого станет выстраивание эффективной системы управления проектами государственно-частного партнерства, что неизбежно повлечет за собой необходимость повышения компетенций как властей, так и бизнеса. И в данном вопросе территориальные торгово-промышленные палаты могут принять самое активное участие.
В соответствии с результатами анкетирования ТПП РФ «Роль территориальных торгово-промышленных палат в совершенствовании механизмов ГЧП», проведенного в феврале 2015 года, большинство опрошенных палат уже принимают участие в продвижении ГЧП, остальные считают целесообразным свое участие в отдельных направлениях формирования этого механизма. Ни одна из палат, попавших в выборку опроса, не указала на отсутствие интереса к ГЧП. В основном их действия связаны с работой над региональной нормативно-правовой базой. На 2-м месте – консультирование участников ГЧП-проектов, на 3-м – планирование и инициация самих инвестиционных предложений.
При этом наибольшее число нареканий территориальных палат вызывает отсутствие необходимой компетенции государства и бизнеса в вопросах развития ГЧП. К сожалению, пока отсутствует единое понимание практики ГЧП, что характерно для всего делового сообщества и региональной власти. Следовательно, становится очевидной потребность в информационно-методическом сопровождении развития механизмов ГЧП на региональном уровне. В настоящее время эксперты Комитета ТПП РФ по ГЧП совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации уже организуют и проводят соответствующие обучающие мероприятия для региональных органов власти, вопросы развития ГЧП на региональном и муниципальном уровне являются основными темами обсуждения в рамках мероприятий ежегодного инфраструктурного конгресса «Российская неделя ГЧП». Торгово-промышленные палаты, в свою очередь, обладая необходимыми знаниями и опытом, в том числе с опорой на Комитет ТПП РФ по ГЧП и НП «Центр развития ГЧП», могут стать центрами компетенций для бизнес-сообщества.
Кроме того, ряд палат выступает с инициативой проводить на уровне экспертов мониторинг внедрения регионального ГЧП-стандарта, включая целесообразность реализации инфраструктурных проектов с применением ГЧП, объективность конкурсной документации такого рода проектов. Центрально-Сибирская ТПП выражает заинтересованность в изучении лучших региональных практик, а также обращает внимание на необходимость формирования органами власти предложений стимулов для реализации ГЧП-проектов бизнесом. ТПП Саратовской области указывает на необходимость создания на уровне региона «прозрачных» дорожных карт и целевых показателей по развитию коммунальной, транспортной инфраструктуры, инфраструктуры утилизации ТБО.
Есть позитивные примеры и непосредственной работы территориальных ТПП с проектами. Например, ТПП Владимирской области продвигает проект создания выставочного комплекса на основе взаимодействия государства и бизнеса, а ТПП Еврейской автономной области – проект создания горно-металлургического кластера в Приамурье. Липецкая, Томская, Московская палаты, ТПП Республики Татарстан и ТПП Московской области активно ведут работу по привлечению компаний в особые экономические зоны, расположенные на территории своих регионов.
Кроме того, принятый закон предусматривает обязательную оценку эффективности ГЧП-проекта на этапе его подготовки, которая предусматривает оценку финансовой эффективности проекта и социально-экономического эффекта после его реализации. В настоящее время формируется методика оценки, которая будет утверждаться правительством Российской Федерации. Участие в разработке методики принимают эксперты Комитета ТПП РФ по ГЧП. Полагаем, что качественно разработанная методика позволит дать объективную оценку проекту на этапе его структурирования, избежать ошибок при принятии решений, а также обеспечит максимально комфортные сроки их рассмотрения.
Ната Марк