В современных экономических условиях в России велика роль институтов развития и поддержки предпринимательства. Одним из них является Фонд развития промышленности (ФРП), с которым Торгово-промышленная палата России активно взаимодействует. По мнению президента ТПП РФ Сергея Катырина, ФРП является одним из наиболее эффективных в стране институтов развития. «Мы в этом убедились на практике – региональные ТПП содействуют предпринимателям в подготовке заявок и предоставлении проектов на рассмотрение в Фонд. Средства Фонда выделяются прозрачно и понятно для бизнеса, а на один рубль государственных денег привлекается шесть рублей частных инвестиций», – отметил глава Палаты.
О взаимодействии ТПП РФ с ФРП, растущей роли Фонда и его задачах по поддержке российского производственного бизнеса корреспондент ИА «ТПП-Информ» поговорил с вице-президентом ТПП РФ, членом Экспертного совета ФРП Дмитрием Курочкиным.
– В стране сейчас много проектов, но мало денег. Видимо, поэтому ФРП привлекает особое внимание. В этой связи с какими инициативами выходит система ТПП РФ и какие у Палаты есть наработки по взаимодействию с Минпромторгом?
– Во-первых, не согласен, что много проектов и мало денег. Скорее, наоборот: хороших проектов явный дефицит, а вот деньги всегда есть, это больше вопрос приоритетов. Во-вторых, Фонд развития промышленности – это прежде всего проект Минпромторга России, но возник он не на пустом месте. Нелишне будет напомнить, что именно ТПП России еще в 2003 году при Евгении Максимовиче Примакове была инициатором разработки концепции государственной промышленной политики, и все эти годы мы последовательно добивались принятия федеральных законов «О промышленной политике в Российской Федерации», «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Поэтому для нас это, можно сказать, совместно с Минпромторгом «выстраданный» проект.
При этом я хотел бы отметить особую роль главы Экспертного совета ФРП Антона Викторовича Данилова-Данильяна, который был одним из вдохновителей создания этой структуры, как руководитель Комитета, а сегодня – Совета ТПП РФ по инвестиционной политике (в настоящее время он входит и в руководство Общественного совета при Минпромторге РФ). Алексей Геннадиевич Комиссаров, который возглавляет Фонд, – замечательный профессионал, который занимался вопросами развития промышленности и науки в правительстве Москвы и у которого также есть большой опыт сотрудничества с ТПП РФ.
Экспертный совет ФРП в нынешнем формате действует с весны 2015 года. Он работает очень активно и напряженно: заседания проходят не реже двух раз в месяц, на каждом заседании рассматривается от пяти до десяти проектов. При этом хотел бы подчеркнуть, что если проанализировать статистику утвержденных Экспертным советом проектов, то мы увидим, что примерно 25% – это проекты, инициированные предприятиями – членами ТПП РФ, поддержанные региональными ТПП, нашими комитетами, советами, одним словом, системой ТПП.
– И какие регионы наиболее активны в подготовке проектов для ФРП?
– Заявки присылают практически все регионы, но до Экспертного совета доходит лишь незначительная часть. Поэтому я могу сказать только об утвержденных проектах (перечислю в алфавитном порядке): Брянская, Владимирская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калужская, Кемеровская, Костромская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Оренбургская, Орловская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Смоленская, Челябинская, Ярославская области, Алтайский, Камчатский, Пермский края, Башкортостан, Бурятия, Татарстан, Удмуртия, Хакасия, Чувашия, Якутия и, разумеется, Москва и Санкт-Петербург. Пожалуй, проще перечислить, кого нет в этом списке.
– В какие отрасли промышленности попадают средства Фонда?
– Из утвержденных проектов – все виды машиностроения, металлургия и металлообработка, производство новых материалов, электрооборудование, микроэлектроника, оптика, химия, биотехнологии, медицинские изделия, фармацевтика, легкая промышленность.
– Неоднократно отмечалось, что Экспертный совет и в целом ФРП работает эффективно. В чем, на Ваш взгляд, причины столь результативной работы?
– Несомненно, одной из главных причин является активное участие в его работе и тесное сотрудничество представителей крупнейших деловых объединений – ТПП РФ, РСПП, «Деловой России», «ОПОРЫ России». Более того, используя положительный опыт взаимодействия деловых объединений в рамках Экспертного совета ФРП, мы в этом году создали Объединенный экспертный совет с участием трех ведущих деловых объединений, где также рассматриваем проекты. Так, в июле был утвержден крупный проект в сфере АПК на 1 млрд рублей для города Кумертау в Республике Башкортостан. Это, кстати, первый проект в рамках сотрудничества с Фондом развития моногородов.
– Можно ли говорить о том, что ФРП в целом и Экспертный совет в частности станут своего рода платформой, объединяющей все бизнес-объединения?
– Деловые объединения и сегодня активно сотрудничают как в двустороннем, так и в многостороннем формате, и от этого все только выигрывают. Например, Комитет ТПП РФ по развитию предпринимательства в сфере здравоохранения большинство своих мероприятий проводит совместно с коллегами из РСПП, вырабатывая консолидированную позицию по наиболее значимым проблемам. Считаю, что такой успешный опыт нужно распространять и использовать. А что касается площадки Экспертного совета ФРП, то мы там очень дружно, а главное, результативно работаем уже второй год. По-моему, вполне удачный пример командной работы. И он отнюдь не единичный.
– Кстати, если говорить о моногородах, то они тоже являются приоритетными для ФРП?
– Нет, у каждого института развития своя специфика: ФРП занимается развитием конкурентоспособной обрабатывающей промышленности, а за решение проблем моногородов отвечает Фонд развития моногородов. Но важно понимать, что один и тот же проект может получать поддержку из различных источников, и мы среди прочих утверждали и проекты, которые будут реализованы в том числе в моногородах. Как правило, любой проект предполагает и банковское финансирование, и участие различных фондов и институтов развития. Это нормальная практика, и здесь очень важно наладить взаимодействие между институтами развития, предприятиями, региональными властями, чтобы все действовали согласованно и достигали максимального эффекта.
– Может ли поддержка ФРП распространяться и на двусторонние торговые палаты, особенно в свете важности темы локализации производства в России?
– Локализация производства иностранных компаний на территории России – тема чрезвычайно важная, она обсуждалась на встрече министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова с руководством иностранных палат, работающих на территории России, которая состоялась 12 июля в рамках международной промышленной выставки «Иннопром-2016» в Екатеринбурге. Я тоже принимал участие в этой встрече и проинформировал участников о той работе в этом направлении, которую проводит ТПП России, и о запланированном на осень круглом столе, на котором будут проанализированы как существующие проблемы, так и лучшие практики по их решению. Только что принимал участие в заседании Комитета по локализации при Итало-российской торговой палате, на котором были представлены очень интересные проекты.
– Можно ли в таком случае говорить, что зарубежные компании готовы выступить соинвесторами проектов российских компаний?
– Для нас очень важны новые технологии и современное оборудование, а для иностранных компаний важно удержать свои позиции на российском рынке и создать потенциал для совместного экспорта в третьи страны – как в страны ЕАЭС, так и в страны дальнего зарубежья. Поэтому многие иностранные компании за последние год-полтора сумели создать эффективные производства на территории России.
– Какие еще перспективные направления в рамках работы ФРП есть у Торгово-промышленной палаты?
– Пока в работе с ФРП мы задействовали в большей степени наши региональные палаты, поскольку все проекты реализуются в регионах. Но сегодня пришло время активнее подключать и наши комитеты, советы, отраслевые ассоциации, которые охватывают практически все отрасли экономики.
– Речь идет о подготовке самих проектов?
– В том числе. Например, в нынешнем году в рамках работы ЭС ФРП открыто новое направление – станкостроение, и совсем недавно мы утвердили первые два проекта по станкостроению – каждый по 500 млн рублей. С учетом важности этого направления, несмотря на то, что общий потолок выделяемых средств на один проект в текущем году был снижен до 300 млн рублей, для проектов по станкостроению он оставлен на уровне 500 млн. Это чрезвычайно важное направление, и мы будем все делать для того, чтобы наши комитеты и советы активнее взаимодействовали с ФРП. Например, с нынешнего года в работе Экспертного совета ФРП активно участвует Георгий Васильевич Самодуров, президент Российской ассоциации производителей станкоинструментальной продукции «Станкоинструмент», являющийся членом Совета ТПП России и Совета по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России при ТПП РФ.
Кстати, принятие положительного решения по тому или иному проекту означает не завершение нашего участия, а только начало. Почему? Потому что средства выделяются на срок до пяти лет, и в течение всего этого периода времени проект будет получать поддержку не только со стороны ФРП, но и (если он был рекомендован системой ТПП РФ) от нас. Мы будем всячески содействовать реализации промышленных проектов в самых разных регионах России.
– Как Вам видится взаимодействие системы ТПП с ФРП в плане развития интеграционных процессов по линии ЕАЭС?
– ФРП действует строго в рамках мандата, который предписывает работать только с российскими предприятиями, зарегистрированными в России и осуществляющими свою производственную деятельность на территории России. Что касается совместных проектов, это выходит за рамки Фонда и осуществляется, например, в рамках работы Евразийского банка развития и других двусторонних и многосторонних структур.
– Может ли Российский экспортный центр выступать соинвестором проектов по линии ФРП?
– Сейчас налажена система взаимодействия между различными институтами развития (ВЭБ, РФПИ, РЭЦ, Корпорация МСП, РВК, Фонд развития моногородов), и ФРП является частью этой системы. Например, в рамках Агентства стратегических инициатив (АСИ) действует аналогичная программа «Инвестиционный лифт», нацеленная на поддержку среднего производственного бизнеса, ориентированного на экспорт, и базирующаяся на сотрудничестве целого ряда из перечисленных институтов развития. Проектов там существенно меньше, чем в ФРП, но принципиально важно, что все институты развития действуют согласованно, оказывая поддержку проектам как финансовую, так и нефинансовую. Мы, как система ТПП, в свою очередь, тоже активно участвуем в этом процессе через наши региональные палаты, представительства за рубежом, дочерние структуры.
– Может ли здесь помочь возвращение российским компаниям инвестиционной льготы, что сейчас активно обсуждается?
– Да, мы выступаем за возвращение российским компаниям инвестиционной льготы, что было подтверждено на июльском заседании Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России. Кстати, принявший в нем участие бизнес-омбудсмен Борис Титов поддержал это предложение. Инструментов поддержки немало, например, специальные инвестиционные контракты, которые недавно были введены Минпромторгом…
– А как муниципальные власти встроены в работу ФРП? Регионы имеют свои рейтинги состояния инвестиционного климата, а как дела обстоят на муниципальном уровне?
– ФРП рассматривает заявки предприятий и не работает с муниципалитетами. Но вопросы привлечения инвестиций в муниципальные образования, создания и развития там новых производств – это действительно очень сложная и важная тема. В сентябре прошлого года в рамках Дмитровского экономического форума в Московской области мы провели круглый стол, посвященный лучшим практикам привлечения инвестиций в муниципальные образования. У нас выступили 10 мэров самых разных городов – от Калининграда до Хабаровска и от Мурманска до Евпатории. И везде находились люди, которые способны в нынешних непростых условиях решать проблемы привлечения инвестиций. Но здесь, конечно, огромное количество проблем, связанных с законодательством, развитием бюджетной системы. Тем не менее положительные примеры есть, и их не так мало. Дмитровский район Московской области как раз является одним из лидеров по привлечению инвестиций, и это те лучшие практики, которые мы стараемся распространять.
– Президент ТПП РФ Сергей Николаевич Катырин на Петербургском экономическом форуме предложил ввести инвестиционный рейтинг для муниципальных образований как стимулирующий механизм для развития инвестиционной активности, поддержки МСП…
– Возможно, это будет следующим этапом в улучшении предпринимательского климата, и мы над этим серьезно работаем. Сегодня очень важно отладить нынешний национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Федерации и в части совершенствования методологии, и в интерпретации конкретных показателей. Очевидно, потребуется еще немало усилий, чтобы превратить его в эффективный инструмент инвестиционной политики.
Беседовали Наталья Толокнова, Михаил Большаков