Дмитрий Курочкин: ТПП РФ активно участвует в работе Экспертного совета Фонда развития промышленности

В современных экономических условиях в России велика роль институтов развития и поддержки предпринимательства. Одним из них является Фонд развития промышленности (ФРП), с которым Торгово-промышленная палата России активно взаимодействует. По мнению президента ТПП РФ Сергея Катырина, ФРП является одним из наиболее эффективных в стране институтов развития. «Мы в этом убедились на практике – региональные ТПП содействуют предпринимателям в подготовке заявок и предоставлении проектов на рассмотрение в Фонд. Средства Фонда выделяются прозрачно и понятно для бизнеса, а на один рубль государственных денег привлекается шесть рублей частных инвестиций», – отметил глава Палаты. 
О взаимодействии ТПП РФ с ФРП, растущей роли Фонда и его задачах по поддержке российского производственного бизнеса корреспондент ИА «ТПП-Информ» поговорил с вице-президентом ТПП РФ, членом Экспертного совета ФРП Дмитрием Курочкиным.

В стране сейчас много проектов, но мало денег. Видимо, поэтому ФРП привлекает особое внимание. В этой связи с какими инициативами выходит система ТПП РФ и какие у Палаты есть наработки по взаимодействию с Минпромторгом?

– Во-первых, не согласен, что много проектов и мало денег. Скорее, наоборот: хороших проектов явный дефицит, а вот деньги всегда есть, это больше вопрос приоритетов. Во-вторых, Фонд развития промышленности – это прежде всего проект Минпромторга России, но возник он не на пустом месте. Нелишне будет напомнить, что именно ТПП России еще в 2003 году при Евгении Максимовиче Примакове была инициатором разработки концепции государственной промышленной политики, и все эти годы мы последовательно добивались принятия федеральных законов «О промышленной политике в Российской Федерации», «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Поэтому для нас это, можно сказать, совместно с Минпромторгом «выстраданный» проект.

При этом я хотел бы отметить особую роль главы Экспертного совета ФРП Антона Викторовича Данилова-Данильяна, который был одним из вдохновителей создания этой структуры, как руководитель Комитета, а сегодня – Совета ТПП РФ по инвестиционной политике (в настоящее время он входит и в руководство Общественного совета при Минпромторге РФ). Алексей Геннадиевич Комиссаров, который возглавляет Фонд, – замечательный профессионал, который занимался вопросами развития промышленности и науки в правительстве Москвы и у которого также есть большой опыт сотрудничества с ТПП РФ.

Экспертный совет ФРП в нынешнем формате действует с весны 2015 года. Он работает очень активно и напряженно: заседания проходят не реже двух раз в месяц, на каждом заседании рассматривается от пяти до десяти проектов. При этом хотел бы подчеркнуть, что если проанализировать статистику утвержденных Экспертным советом проектов, то мы увидим, что примерно 25% – это проекты, инициированные предприятиями – членами ТПП РФ, поддержанные региональными ТПП, нашими комитетами, советами, одним словом, системой ТПП.

И какие регионы наиболее активны в подготовке проектов для ФРП?

– Заявки присылают практически все регионы, но до Экспертного совета доходит лишь незначительная часть. Поэтому я могу сказать только об утвержденных проектах (перечислю в алфавитном порядке): Брянская, Владимирская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калужская, Кемеровская, Костромская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Оренбургская, Орловская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Смоленская, Челябинская, Ярославская области, Алтайский, Камчатский, Пермский края, Башкортостан, Бурятия, Татарстан, Удмуртия, Хакасия, Чувашия, Якутия и, разумеется, Москва и Санкт-Петербург. Пожалуй, проще перечислить, кого нет в этом списке.

В какие отрасли промышленности попадают средства Фонда?

– Из утвержденных проектов – все виды машиностроения, металлургия и металлообработка, производство новых материалов, электрооборудование, микроэлектроника, оптика, химия, биотехнологии, медицинские изделия, фармацевтика, легкая промышленность.  

Неоднократно отмечалось, что Экспертный совет и в целом ФРП работает эффективно. В чем, на Ваш взгляд, причины столь результативной работы?

– Несомненно, одной из главных причин является активное участие в его работе и тесное сотрудничество представителей крупнейших деловых объединений – ТПП РФ, РСПП, «Деловой России», «ОПОРЫ России». Более того, используя положительный опыт взаимодействия деловых объединений в рамках Экспертного совета ФРП, мы в этом году создали Объединенный экспертный совет с участием трех ведущих деловых объединений, где также рассматриваем проекты. Так, в июле был утвержден крупный проект в сфере АПК на 1 млрд рублей для города Кумертау в Республике Башкортостан. Это, кстати, первый проект в рамках сотрудничества с Фондом развития моногородов.

Можно ли говорить о том, что ФРП в целом и Экспертный совет в частности станут своего рода платформой, объединяющей все бизнес-объединения?

– Деловые объединения и сегодня активно сотрудничают как в двустороннем, так и в многостороннем формате, и от этого все только выигрывают. Например, Комитет ТПП РФ по развитию предпринимательства в сфере здравоохранения большинство своих мероприятий проводит совместно с коллегами из РСПП, вырабатывая консолидированную позицию по наиболее значимым проблемам. Считаю, что такой успешный опыт нужно распространять и использовать. А что касается площадки Экспертного совета ФРП, то мы там очень дружно, а главное, результативно работаем уже второй год. По-моему, вполне удачный пример командной работы. И он отнюдь не единичный.

Кстати, если говорить о моногородах, то они тоже являются приоритетными для ФРП?  

– Нет, у каждого института развития своя специфика: ФРП занимается развитием конкурентоспособной обрабатывающей промышленности, а за решение проблем моногородов отвечает Фонд развития моногородов. Но важно понимать, что один и тот же проект может получать поддержку из различных источников, и мы среди прочих утверждали и проекты, которые будут реализованы в том числе в моногородах. Как правило, любой проект предполагает и банковское финансирование, и участие различных фондов и институтов развития. Это нормальная практика, и здесь очень важно наладить взаимодействие между институтами развития, предприятиями, региональными властями, чтобы все действовали согласованно и достигали максимального эффекта.

Может ли поддержка ФРП распространяться и на двусторонние торговые палаты, особенно в свете важности темы локализации производства в России?

– Локализация производства иностранных компаний на территории России – тема чрезвычайно важная, она обсуждалась на встрече министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова с руководством иностранных палат, работающих на территории России, которая состоялась 12 июля в рамках международной промышленной выставки «Иннопром-2016» в Екатеринбурге. Я тоже принимал участие в этой встрече и проинформировал участников о той работе в этом направлении, которую проводит ТПП России, и о запланированном на осень круглом столе, на котором будут проанализированы как существующие проблемы, так и лучшие практики по их решению. Только что принимал участие в заседании Комитета по локализации при Итало-российской торговой палате, на котором были представлены очень интересные проекты.

Можно ли в таком случае говорить, что зарубежные компании готовы выступить соинвесторами проектов российских компаний?

– Для нас очень важны новые технологии и современное оборудование, а для иностранных компаний важно удержать свои позиции на российском рынке и создать потенциал для совместного экспорта в третьи страны – как в страны ЕАЭС, так и в страны дальнего зарубежья. Поэтому многие иностранные компании за последние год-полтора сумели создать эффективные производства на территории России.

Какие еще перспективные направления в рамках работы ФРП есть у Торгово-промышленной палаты?

– Пока в работе с ФРП мы задействовали в большей степени наши региональные палаты, поскольку все проекты реализуются в регионах. Но сегодня пришло время активнее подключать и наши комитеты, советы, отраслевые ассоциации, которые охватывают практически все отрасли экономики. 

Речь идет о подготовке самих проектов?

– В том числе. Например, в нынешнем году в рамках работы ЭС ФРП открыто новое направление – станкостроение, и совсем недавно мы утвердили первые два проекта по станкостроению – каждый по 500 млн рублей. С учетом важности этого направления, несмотря на то, что общий потолок выделяемых средств на один проект в текущем году был снижен до 300 млн рублей, для проектов по станкостроению он оставлен на уровне 500 млн. Это чрезвычайно важное направление, и мы будем все делать для того, чтобы наши комитеты и советы активнее взаимодействовали с ФРП. Например, с нынешнего года в работе Экспертного совета ФРП активно участвует Георгий Васильевич Самодуров, президент Российской ассоциации производителей станкоинструментальной продукции «Станкоинструмент», являющийся членом Совета ТПП России и Совета по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России при ТПП РФ.

Кстати, принятие положительного решения по тому или иному проекту означает не завершение нашего участия, а только начало. Почему? Потому что средства выделяются на срок до пяти лет, и в течение всего этого периода времени проект будет получать поддержку не только со стороны ФРП, но и (если он был рекомендован системой ТПП РФ) от нас. Мы будем всячески содействовать реализации промышленных проектов в самых разных регионах России.

Как Вам видится взаимодействие системы ТПП с ФРП в плане развития интеграционных процессов по линии ЕАЭС?

– ФРП действует строго в рамках мандата, который предписывает работать только с российскими предприятиями, зарегистрированными в России и осуществляющими свою производственную деятельность на территории России. Что касается совместных проектов, это выходит за рамки Фонда и осуществляется, например, в рамках работы Евразийского банка развития и других двусторонних и многосторонних структур.

Может ли Российский экспортный центр выступать соинвестором проектов по линии ФРП?

– Сейчас налажена система взаимодействия между различными институтами развития (ВЭБ, РФПИ, РЭЦ, Корпорация МСП, РВК, Фонд развития моногородов), и ФРП является частью этой системы. Например, в рамках Агентства стратегических инициатив (АСИ) действует аналогичная программа «Инвестиционный лифт», нацеленная на поддержку среднего производственного бизнеса, ориентированного на экспорт, и базирующаяся на сотрудничестве целого ряда из перечисленных институтов развития. Проектов там существенно меньше, чем в ФРП, но принципиально важно, что все институты развития действуют согласованно, оказывая поддержку проектам как финансовую, так и нефинансовую. Мы, как система ТПП, в свою очередь, тоже активно участвуем в этом процессе через наши региональные палаты, представительства за рубежом, дочерние структуры.

Может ли здесь помочь возвращение российским компаниям инвестиционной льготы, что сейчас активно обсуждается?

– Да, мы выступаем за возвращение российским компаниям инвестиционной льготы, что было подтверждено на июльском заседании Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России. Кстати, принявший в нем участие бизнес-омбудсмен Борис Титов поддержал это предложение. Инструментов поддержки немало, например, специальные инвестиционные контракты, которые недавно были введены Минпромторгом…

А как муниципальные власти встроены в работу ФРП? Регионы имеют свои рейтинги состояния инвестиционного климата, а как дела обстоят на муниципальном уровне?

– ФРП рассматривает заявки предприятий и не работает с муниципалитетами. Но вопросы привлечения инвестиций в муниципальные образования, создания и развития там новых производств – это действительно очень сложная и важная тема. В сентябре прошлого года в рамках Дмитровского экономического форума в Московской области мы провели круглый стол, посвященный лучшим практикам привлечения инвестиций в муниципальные образования. У нас выступили 10 мэров самых разных городов – от Калининграда до Хабаровска и от Мурманска до Евпатории. И везде находились люди, которые способны в нынешних непростых условиях решать проблемы привлечения инвестиций. Но здесь, конечно, огромное количество проблем, связанных с законодательством, развитием бюджетной системы. Тем не менее положительные примеры есть, и их не так мало. Дмитровский район Московской области как раз является одним из лидеров по привлечению инвестиций, и это те лучшие практики, которые мы стараемся распространять.

Президент ТПП РФ Сергей Николаевич Катырин на Петербургском экономическом форуме предложил ввести инвестиционный рейтинг для муниципальных образований как стимулирующий механизм для развития инвестиционной активности, поддержки МСП…

– Возможно, это будет следующим этапом в улучшении предпринимательского климата, и мы над этим серьезно работаем. Сегодня очень важно отладить нынешний национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Федерации и в части совершенствования методологии, и в интерпретации конкретных показателей. Очевидно, потребуется еще немало усилий, чтобы превратить его в эффективный инструмент инвестиционной политики.


Беседовали Наталья Толокнова, Михаил Большаков

Источник: http://tpp-inform.ru/vedomosti/business/36488/