Владислав Шориков: Нам нужен мораторий на изменения в законодательстве по малому и индивидуальному предпринимательству

Павел Давыдов: Малый бизнес в развитых странах является "подушкой безопасности", гарантией от социальных потрясений, протестов и массовых беспорядков. Ситуация, которая сегодня складывается вокруг индивидуальных предпринимателей в России, вызывает все больше опасений. Независимые исследования показывают, что сотни тысяч представителей малого бизнеса бросают свое дело и уходят в тень. Виной тому не только непростая экономическая ситуация. Одна из главных проблем – это огромное количество законодательных актов, инструкций, проверок, правил игры, за которыми нужно следить. Но выход из ситуации есть.

Как в такой ситуации поддерживают предпринимателей сотрудники Торгово-промышленной палаты, представительства которой есть во многих регионах нашей страны? Ответ рассчитываем получить у президента Тверской торгово-промышленной палаты Владислава Шорикова. Владислав Витальевич, здравствуйте. Пожалуйста, присаживайтесь.

Владислав Шориков: Здравствуйте. Спасибо.

П.Д.: Скажите, а как чувствуют себя представители малого и среднего бизнеса Твери, тверские бизнес-активы?

В.Ш.: Вы знаете, ситуация типичная для всей страны, точно такая же и в нашей области. У нас сейчас практически 53 тысячи малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Но, к сожалению, количество не всегда отражает качество. Здесь очень много вопросов, над которыми сейчас нужно работать и которые мы пытаемся решить. Проблемы те, что вы обозначили, безусловно, присутствуют, но торгово-промышленная палата осуществляет активную работу. И мы полагаем, что эти вопросы решить можно при наличии воли и при наличии возможностей.

П.Д.: А вы могли бы на примере Тверской области подтвердить или опровергнуть информацию, что число малых предпринимателей в нашей стране сокращается от месяца к месяцу?

В.Ш.: Вы знаете, два года назад был пик сокращений, скажем так. У нас, например, численность падала где-то на 4 тысячи. Сейчас она стабилизировалась, но, к сожалению, в этом не только позитивный момент. Многие крупные формы организаций и предприятий сейчас дробятся на более мелкие для того, чтобы решать свои проблемы. Кроме того, сокращается количество людей, занятых на этих малых или индивидуальных предприятиях. Поэтому вопрос не только в статистике, а вопрос в наполнении содержанием.

П.Д.: Как я уже сказал, часть предпринимателей уходит в тень. Скажите, а в такой ситуации сотрудники торгово-промышленной палаты могут помочь предпринимателям не заходить в эту область, опасную в принципе? Это же уже криминал.

В.Ш.: Мы стараемся, безусловно. Но кроме того, что называется совсем "черная" работа, есть еще и "серая". Скорее борьба идет за этих людей. Потому что при своем личном бизнесе они стремятся быть в зоне законопослушных предпринимателей и граждан. К сожалению, частая смена законодательства, масса инициатив, которые присутствуют у нас, в том числе и от федерального правительства, от местных органов власти, они сбивают людей. Я бы лично сказал, что нам нужна какая-то пауза, какой-то мораторий на изменения в области законодательства по малому и индивидуальному предпринимательству. Люди привыкают, люди начинают больше верить – соответственно, никто из них не стремится уходить в тень совершенно добровольно.

П.Д.: Владислав Витальевич, на сайте Тверской ТПП сказано следующее: "Палата создавалась 20 лет назад в атмосфере романтики, надежды и демократии. Тогда появилась уверенность, что возникнут свободное предпринимательство и здоровая конкуренция, и в этих условиях предприниматели смогут полностью реализовать все свои способности". Вот такая цитата. Скажите, пожалуйста, прошло 20 лет. Задача выполнена или, наоборот, иллюзии ушли?

В.Ш.: Это задача, которую нужно выполнять всегда. Она носит, простите, такой бесконечный характер. Другое дело, что мы процентик по процентику, шаг за шагом увеличиваем приближение к конечной цели. Поэтому, да, предположим, романтизм 90-х годов (я не буду брать отрицательную сторону, возьму позитивную) в предпринимательстве прошел. Есть сейчас проблема того, что огромное количество людей молодого возраста не желают идти в развитие предпринимательства, в индивидуальный бизнес, а предпочитают работать в государственных структурах, в крупных компаниях и корпорациях.

П.Д.: Но это же очень плохо.

В.Ш.: Это очень плохо. И этот средний уровень людей по возрасту, и уже более старший, если он у нас сейчас тоже бросит заниматься предпринимательством, то мы получим большую проблему.

П.Д.: Чтобы эту проблему не получить, необходимо работать. Но боюсь, что силами одной торгово-промышленной палаты ее не решить. Это какая-то государственная система должна быть, государственный подход.

В.Ш.: Безусловно. Вы знаете, на территории региона что радует? У нас относительно недавно сменился губернатор, нового избрали. Я работаю давно на территории области, и я вижу чуть ли не впервые государственный подход, то есть государственное мышление и понимание, что деньги нужно зарабатывать регионам для того, чтобы их тратить, понимание, откуда их брать, осознание того, что нужно вкладывать и в предпринимательство. Наконец заработали программы, которые помогают в этом. Вот такая тенденция присутствует, мы ее всячески поддерживаем и готовы сделать все от нас зависящее, чтобы она окрепла и развивалась.

П.Д.: Мне очень понравилось, как шесть лет назад Евгений Примаков, который тогда возглавлял Торгово-промышленную палату России, сказал следующее о Тверской ТПП: "Это мостик между бизнесом и властью". Скажите, пожалуйста, а сегодня это по-прежнему мостик или все-таки скоростная магистраль, причем с двухсторонним движением?

В.Ш.: Скоростной магистралью, к сожалению, я это назвать пока не готов. С властями мы работаем достаточно плотно. Надо, однако, не забывать, что торгово-промышленная палата сочетает в себе функции частично и профсоюза, и защиты интересов предпринимателей. Не всегда они воспринимаются органами власти как необходимость к действию. Поэтому не может не быть противоречий. Они должны быть, потому что именно в решении противоречий будет находиться путь развития региона или всей нашей страны. И без этого никак нельзя. Евгений Максимович – это великая фигура. Мы до сих пор храним все факты его визитов в нашу палату. И конечно, то, что он нам тогда говорил, стараемся претворять.

П.Д.: Скажите, пожалуйста, а могли бы вы обозначить эти острые углы, острые моменты соприкосновения бизнеса и власти, посредником где именно и выступают сотрудники торгово-промышленной палаты?

В.Ш.: Именно торгово-промышленная палата накапливает ту информацию, в том числе, может быть, негативную, те вопросы, которые есть у предпринимателей, аккумулирует их и доносит до органов власти, выражая единое консолидированное мнение. Это важно.

Потому что когда человек работает (не хочу обидеть никого из чиновников), он живет в своем мире, немножко бюрократическом, забывает о том, как реально проходит жизнь. Я часто говорю сотрудникам таких ведомств: "Понимаете, есть большая разница между теми, кто получает зарплату в кассе и кто ее зарабатывает сам". Мы стараемся донести это мнение, чтобы ликвидировать вопросы, чтобы они не "выходили на улицу" (простите за такое выражение), чтобы они не "перекипали". Вот эта крышка "котла" должна быть всегда приоткрыта. И торгово-промышленная палата этим занимается.

П.Д.: Как Торгово-промышленная палата поддерживает тверские активы? В студии "Большой страны" – Владислав Шориков, президент Тверской торгово-промышленной палаты.

С какими проблемами приходят к вам предприниматели? И главное – есть ли возможность им помочь? И если да, то в чем именно?

В.Ш.: Вопросы в основном стандартные. Понятно, что налогообложение, мы можем выражать свое мнение. У нас по региону также есть большая проблема по энергетическим ресурсам – прежде всего электричество, как ни странно. Мы очень такой насыщенный регион, в том числе атомными электростанциями, но цена на электричество у нас одна из самых высоких. Это коммуникации, то есть область очень протяженная, состояние дорог и пользование ими в том числе. Предприниматели часто жалуются. Это у нас проблема закрытия дорог весной, когда мы их бережем от того, чтобы они не развалились. Хотя я не очень понимаю, зачем их тогда строили, если мы их бережем. По ним надо ездить.

П.Д.: Тем более это основной путь из Москвы в Петербург.

В.Ш.: Ну, федеральная трасса – это одно. А что творится на второй категории и третьей категории дорог – это тоже очень сильно.

Кроме того, раз уж мы ресурсы затронули, единственный ресурс в Тверской области, пожалуй, из полезных ископаемых – песчано-гравийные смеси. И второй ресурс фактически превращается в зону отдыха для значительной части населения Москвы – озеро Селигер, Осташковский район и так далее. Вот эти проблемы сейчас требуют решения, безусловно, а особенно по использованию минерально-сырьевой базы. Это безусловно важно.

П.Д.: Кстати, говоря о проблемах. Недавний опрос предпринимателей в России показал, что сегодня основная головная боль – это налоговая нагрузка. Это понятно, во все времена так было. Но далее идут непомерно большие взносы в Пенсионный фонд и некомпетентность чиновников. И последний момент, мне кажется, вызывает сегодня наибольшую тревогу, причем во всех областях.

А могли бы вы на примере Тверской области рассказать, как можно, скажем так, переломить ситуацию? Ведь чиновники, как вы тоже это заметили, часто живут в другом мире, они иногда не слышат. И к ним приходишь с каким-то конкретным вопросом, а получаешь общий ответ.

В.Ш.: Вы знаете, например, на территории Тверской области мы в свое время поддерживали идею по созданию министерства промышленности и рекомендовали на эту должность человека, который сам работал на крупнейшем предприятии Тверской области, на вагоностроительном заводе. Человек, пройдя целую школу, стал министром промышленности. И вы знаете, с ним, в общем, можно разговаривать и решать проблемы.

П.Д.: Но это исключение из правил, мне кажется, когда такой путь люди проходят.

В.Ш.: По-разному бывает. К сожалению, да, уровень бывает не очень высокий. Хотя, откровенно говоря, проще работать с областными чиновниками, чем с местными и муниципальными, по крайней мере мне.

П.Д.: Недавно в этой студии мы беседовали с вице-президентом Торгово-промышленной палаты России Еленой Дыбовой, и Елена Николаевна рассказала об очень интересном проекте, который сегодня внедряется по всей стране в рамках Торгово-промышленной палаты, называется он "Навигатор успеха". Как реализуется он у вас?

В.Ш.: Вы знаете, очень хороший проект, мне нравится. Мы сразу его использовали у себя на сайте, сделали рассылку и постоянно напоминаем предпринимателям. Никогда не спрашивал их мнение специально, не проводил опросов, но с интересом увидел, как люди сами ко мне подходят и говорят: "Слушай, вот "Навигатор успеха" – да, это хорошо", – потому что это такая и напоминалка, и обучение, и ряд функций он закрывает.

П.Д.: Это помощник сегодня, да?

В.Ш.: Вы говорили о том, как помочь малому бизнесу. В том числе и это. Потому что человек не может, работая у себя в индивидуальном предприятии, быть и юристом, и бухгалтером, и экономистом одновременно. Вот такая "шпаргалка" (в хорошем смысле этого слова) нужна. И я думаю, эта инициатива будет развиваться и получать дальше только одобрение со стороны потребителя.

П.Д.: Хочу заметить, что сайт вашей торгово-промышленной палаты очень информативный – чего не скажешь о других торгово-промышленных палатах. Но это, наверное, отдельный вопрос, не каждый может себе это позволить в силу объективных причин. Но у вас я нашел очень интересные проекты. Один называется "Рабочий класс", а другой – фонд "Жить и помнить". Расскажите об этом. Что это такое?

В.Ш.: Хорошо, с удовольствием превеликим, если честно. Что касается "Рабочего класса". Мы его развивали в начале 2000-х годов, проводили мероприятия, на которых торжественно восхваляли (я не побоюсь этого слова) людей рабочей профессии. В тот момент нас не понимали и говорили: "Что это такое? Зачем?" А мы арендовали драмтеатр, это было красиво! Сейчас все понимают: рабочие кадры нужны. Мы активно работаем с учебными заведениями. У нас в членах палаты и Тверской университет, и колледжи, и прочее, прочее. Все те, кто работают в конечном счете для экономики, для производства – все у нас.

Что касается фонда "Жить и помнить", который создала Тверская торгово-промышленная палата 10 лет назад. Это вообще отдельная тема. Есть такое выражение "социальная ответственность бизнеса". Каждый выбирает что-то свое. Мы выбрали поиск солдат пропавших без вести в годы Второй мировой войны. И результатом этой работы стала "Книга памяти", которую мы издали. Я с вашего позволения покажу. Это 6070 человек, чьи судьбы впервые были отражены в этом издании. Любую страницу открою – и выглядит это приблизительно вот так.

П.Д.: А где можно ознакомиться с этой книгой?

В.Ш.: Вы знаете, остродефицитная вещь, однако в электронном виде она выложена у нас на сайте в рубрике "Проекты".

И дополняя к этому, если позволите, добавлю материальную часть. В городе у нас, в областном центре, был и существует сейчас, но раньше он был заброшенным, парк Победы. Это название. Там нет захоронений, там просто небольшой пантеон в качестве напоминания об этих событиях. Он был разрушен. И мы с помощью предпринимателей приводим его в порядок уже второй год. Теперь там брусчатка, теперь там новое освещение. Работы еще непочатый край. И если хотите, на этом примере могу сделать замечание по поводу наших чиновников.

П.Д.: Да, конечно. Всегда "за". Потому что кто как не мы будем их ругать – Общественное телевидение России.

В.Ш.: Есть такая форма – концессионное соглашение. В основном концессия у нас сейчас используется по дорогам или, например, в крайнем случае это жилищно-коммунальное обслуживание. Первый и единственный, наверное, во всем ЦФО (я просто не смотрел по всей стране) концессионный договор по социальному объекту заключен в городе Твери, именно по парку Победы, по его реконструкции.

Работа идет сугубо за счет предпринимателей, то есть они вкладывают и делают эти улучшения, пока не получая никакой отдачи. Вроде бы есть общее понимание, есть прекрасное отношение губернатора к этому, есть подготовка к 75-летию освобождения города Калинина от немецко-фашистских захватчиков, понимание есть. Спускаешься на уровень администрации – и заместитель главы администрации говорит на элементарный вопрос… Жители просят построить пункт обогрева, туалет и чтобы можно было зайти куда перекусить. Ни за что!

П.Д.: Это такой ответ?

В.Ш.: Я, торгово-промышленная палата, не могу пробить этот вопрос. Мы все время получаем отрицательные ответы.

П.Д.: Ничего себе.

В.Ш.: Вот простой пример. Почему? Я не понимаю. Ну, будем наблюдать.

П.Д.: Может быть, сейчас нас услышат и как-то услышат вас наконец.

В.Ш.: Нас все равно услышат. Торгово-промышленная палата – настойчивая организация, от нее просто так не отделаться.

П.Д.: Владислав Витальевич, а вот есть такое понятие "цивилизованный бизнес". Как правило, он используется за рубежом и реже у нас. А что лично вы вкладываете в это понятие?

В.Ш.: Я вам вообще могу раскритиковать понятие "цивилизация". Я думаю, что соразмерность требований закона в реальной жизни и выполнение людьми этих разумных требований закона – это и есть признак цивилизации и признак цивилизованности. Нам надо найти точку соприкосновения между законом, его исполнением и реальной жизнью. И тогда у нас и с малым предпринимательством, и с прочим другим все будет хорошо.

П.Д.: Владислав Витальевич, большое вам спасибо, что нашли время и приехали к нам из Твери. А главное – могу с уверенностью сказать, что бизнес-сообщество тверского региона, тверские активы под надежной защитой. Спасибо вам большое.

В.Ш.: Спасибо. Будем стараться.

П.Д.: Малое и среднее предпринимательство – важный стимул экономического роста для любого региона нашей страны. Оно обеспечивает занятость населения, способствует формированию конкурентной среды, играет важную роль в решении экономических и социальных задач, поэтому на сотрудников торгово-промышленных палат страны сегодня ложится особая ответственность. Это и поддержка предпринимателей, и защита интересов бизнес-сообщества на всех уровнях.


Источник: http://www.otr-online.ru/programmi/bolshaya-strana-1262/vladislav-shorikov-nam-61649.html#!