Проблемы потребительского рынка. Часть третья

Пять лет назад Комитет ТПП РФ по развитию потребительского рынка впервые использовал в своем годовом докладе SWOT-анализ отрасли (Strengths-Weaknesses-Opportunities-Threats). Среди слабых сторон (Weaknesses) были названы неразвитость сетевой торговли, неравномерность распределения доходов, проникновения сетей, обеспечения логистикой и торговыми площадями, преобладание наличных денег в обращении и значительная доля населения, проживающего за чертой бедности. Весь этот перечень сохраняет свою актуальность и сегодня. Однако все большую тревогу вызывает именно растущая бедность.

За постсоветскую историю это уже пятый кризис реальных доходов населения: 1992, 1995, 1998, 2008 и 2014-2016 годы. Однако, такого длительного периода падения доходов за последние 25 лет в стране не наблюдалось. Сентябрь 2016 года стал 23 месяцем непрерывного падения реальных доходов с накопленным результатом минус 14%. Еще более высокими темпами падает розничный товарооборот – минус 15,7%.*

Если в результате предыдущего кризиса в 2009 году доля россиян с доходами ниже прожиточного минимума составляла 12%, то к середине 2016 года она выросла до 15 с лишним процентов. То есть почти 23 миллиона человек в современной России реально недоедают и не могут полностью удовлетворить нормальные человеческие потребности. Для полноты анализа сюда еще надо добавить цифры бедности по Крыму и Севастополю, которые начали официально публиковаться только с этого года. Тогда общая цифра бедных вырастает до 16% или еще на полмиллиона бедняков.

В нынешнем кризисе можно выделить три этапа: конец 2014 года – скачок инфляции, начало 2015 – начало 2016 года – падение реальных зарплат при сохранении реальных пенсий, с февраля 2016 года – падение реальных пенсий. Поэтому в 2015 году беднели работающие россияне, а с 2016 года к ним присоединились и пенсионеры. А их у нас сегодня почти 43 миллиона или около трети всего населения. Кроме того они входят в состав примерно половины всех домохозяйств страны. Это значит, что пенсия тратится не как индивидуальный доход, а как часть семейного бюджета. Поэтому эксперименты с выплатой и индексацией пенсий воспринимаются весьма остро большинством населения.

На социальную защиту граждан в России идет 14% ВВП или треть бюджета государства, при этом на адресную поддержку бедным – всего 0,4%. Дело в том, что система соцзащиты почти не изменилась со времени СССР. Она насчитывает почти 800 мер для 300 категорий граждан на федеральном уровне и 100 на региональном. При этом из 800 мер только 5 – адресные.**

Анализируя возможность роста доходов населения в краткосрочном периоде, мы пока не видим таких возможностей. Прежде всего, по базовому сценарию экономического развития страны рецессия закончится не ранее 2017 года, а затем рост будет медленным и реальные доходы населения вернутся к уровню 2013 года лишь к 2021 году. Во-вторых, трудоспособное население будет сокращаться, а уровень безработицы останется прежним. Наконец, в третьих, в предыдущие кризисы  имелись варианты дополнительных доходов – челноки, личные хозяйства, НКО, малый бизнес. За последние годы эти резервы серьезно сократились и моделей выживания стало гораздо меньше.

Ухудшение социального самоощущения граждан не ведет прямо к социальному протесту. Опыт показывает, что сначала наступает период апатии. Однако дальнейшее падение жизненного уровня может быть чревато ростом социального напряжения как раз к 2018 году.


_______________________________________

* Доклад ВШЭ «Население России в 2016 году: доходы, расходы и социальное самочувствие».

** Доклад НИФИ и Всемирного банка «Эффективная социальная поддержка населения. Версия 3.0…»