Рыночная экономика в России находится в стадии формирования. Поэтому специфика развития малого бизнеса в нашей стране имеет много отличий от предпринимательства в других странах. Одной из отличительных черт малого бизнеса является высокая степень риска. На развитие его оказывают влияние множество внешних и внутренних факторов. В России законом жестко регламентируются размеры предприятия, выручки, и многое другое. Малые предприятия обязаны проходить множество проверок и отчитываться перед большим количеством инстанций. Все это сильно сдерживает развитие предприятия. К тому же, сильно давят на бизнесменов жесткие налоговые вычеты и штрафы, в случае опоздания с оплатой. Об основных проблемах МСБ в стране и путях их решения мы поговорили с вице-президентом ТПП РФ Еленой Дыбовой.
Елена Николаевна, какие ключевые проблемы малого и среднего бизнеса в России Вы можете назвать?
К сожалению, пока, несмотря на усилия государства помочь предпринимателям в разных направлениях, проблема остается комплексной. Во-первых, не хватает финансирования на развитие производства, расширение деятельности. Кредиты остаются дорогими, сложно обеспечить залог – банки оценивают производственные мощности и другое имущество предпринимателей очень низко. Более того, если речь идет об инновационном производстве, рассчитывать на помощь банков по стандартной схеме вообще не приходится: высокотехнологичное оборудование большинство кредитных организаций признают неликвидным для обеспечения залога. АО «Корпорация МСП» совместно с Банком России реализуют программу льготного кредитования субъектов МСП, т.н. «Программа 6,5», по которой в первоначальном варианте предприниматели могли получить кредит от 50 млн. руб. по ставкам 10% и 11% годовых. Торгово-промышленная палата в сентябре этого года провела контрольную закупку, которая показала, что на практике «Программа 6,5» не востребована предпринимателями, так как сумма кредита достаточно большая для сложной экономической ситуации, в которой работает бизнес. На втором этапе контрольной закупки, когда мы обратились с просьбой о выдаче кредита по данной программе в региональные банки, оказалось, что региональные банки не принимают решение о выдаче кредита самостоятельно, только через запрос в головной офис. Но оценить из Москвы перспективность проекта или надежность предпринимателя – сложно и затратно по времени. Поэтому в любом рискованном случае региональный банк просто отказывает в выдаче средств. Сейчас, благодаря озвученным результатам контрольной закупки С.Н. Катыриным на заседании Президентского Совета по стратегическому развитию, по поручению Президента РФ был снижен минимальный порог кредитования до 10 млн., что сделало программу более доступной для предпринимателей. Вторая проблема, это, конечно, сбыт продукции. Как предпринимателю реализовать свой товар? Один из популярных способов сбыта – это государственные и муниципальные закупки. Основной критерий закупки по законодательно установленному механизму – минимальная цена торгов. К сожалению, при отсутствии полноценной экспертизы качества,злоупотребление именно качеством продукции не позволяет многим побеждать в торгах. Конкурировать с подделкой невозможно никакому бизнесу! В государственных и муниципальных закупках множество нарушений, которые существующий механизм не только не позволяет отследить, а скорее способствует их развитию. Например, есть схема так называемых комплексных закупок, когда условием выбора поставщика является возможность обеспечения несколькими видами продукции (по правилам до нескольких тысяч лотов). Так что нередко рыбные консервы соседствуют с творогом. Какой производитель даже в рамках одной группы «Продукты питания» может предложить такую разную номенклатуру? Включаются дилеры, перекупщики, а малые производители остаются не у дел. Или, например, заказчик договаривается со своим поставщиком, тот прописывает техническое задание, в котором указывает специфические условия (по которым сам подойдет в качестве поставщика). Затем Заказчик прописывает их в условиях поставки. В итоге у поставщика нет конкурентов – о сумме заказа договариваются, бюджетные деньги делятся между сторонами. Проверки, постоянные изменения в законодательстве, которые если предприниматель начнет читать и осмысливать, не оставят ему времени на сам бизнес!
Какие меры, решения, принятые в последнее время государством, федеральными структурами в целях поддержки МСП Вы считаете наиболее действенными?
Прежде всего - льготы по налогам для вновь созданных и развивающихся бизнесов. У нас ежегодно закрываются 90% вновь созданных фирм. 3 года налоговых каникул, о которых идет речь – достаточный срок для того, чтобы встать на ноги: занять свою нишу, переориентировать производство с учетом потребностей рынка, если надо.
По Вашему мнению, что еще необходимо сделать в плане законодательства и регулирования, чтобы облегчить жизнь малым и средним предпринимателям?
Поправок и нововведений в законодательстве в сфере предпринимательской деятельности принимается так много, что их просто невозможно отслеживать и осмысливать, при этом не прекращая заниматься своим делом! Нужно ввести мораторий на принятие законов в сфере бизнеса хотя бы на 3 года, чтобы разобраться с существующими и оценить вектор их влияния.
Оцените насколько действенна поддержка малого и среднего бизнеса на региональном уровне и нужно ли ее расширять? Какова роль региональных органов власти при поддержке предприятий малого и среднего бизнеса?
Прежде всего, нужно разобраться какой процент от этой поддержки реально доходит до предпринимателей. В некоторых регионах на содержание институтов поддержки бюджетных денег уходит больше, чем на саму поддержку! Нужно менять систему: не плодить чиновников, а вкладывать в конкретные производства и инфраструктурные проекты для бизнеса. Грамотное инвестирование увеличит отдачу в разы!
Бывает ли так, что меры господдержки не приводят к росту производства, а, наоборот, тормозят его? С чем связана подобная тенденция? В каких регионах она отмечается? Что нужно, чтобы ее устранить?
Если такое происходит, то по двум причинам – разработчики не берут в расчет тонкостей условий, в которых существует предприниматель, и вторая – предпринимателей не спрашивают, что нужно им, а предпочитают сделать то, что легче воплотить. В итоге инициативы сводятся к имитации деятельности. Это не мера господдержки, но, например, есть новый закон о контрольно-кассовой технике, по которому предпринимателей к июлю 2017 года обязуют заменить (а тех, кто сейчас освобожден от использования ККТ, установить к началу 2018 года) все кассовые аппараты на новые, которые в режиме реального времени будут передавать информацию в Федеральную налоговую службу. Опять получается, что сначала приняли закон, а теперь ищут способы его практической реализации. По разным оценкам, только рынок российского ритейла будет вынужден затратить более пятнадцати миллиардов рублей на замену ККТ. До конца не продуман вопрос налоговых вычетов в связи с необходимостью дополнительных затрат, не принимаются в расчет отдаленность предприятий от сервисных центров обслуживания ККТ и программного обеспечения, а также от основных информационных магистралей. Если государство активно продвигает идею поддержки предпринимательства, зачем вводить законы, требующие дополнительных затрат от бизнеса?
Какие факторы сегодня способствуют развитию малого и среднего бизнесе? Что может стать опорой предпринимателю, желающему расти и развиваться?
Знаете, предприниматели, которых я встречаю, часто говорят: «Просто не трогайте нас!». Я думаю, первым и основополагающим фактором должно стать доверие. Со стороны государства, общества, правоохранительных органов. Предприниматели в России – это энергичные оптимисты, люди дела. Я убеждена, что любой человек, который честно ведет бизнес, имеет право на уважение. Потому что он не получает, а зарабатывает.
Как оцениваете вклад предприятий малого и среднего бизнеса в импортозамещение?
Именно малые и средние предприятия первыми включились в работу по импортозамещению! Освободившиеся ниши были быстро заполнены нашими производителями. Это и мясо-молочная продукция, и выращивание фруктов и овощей, и машиностроение, в частности автомобилестроение. Ведутся активные разработки в инновационной сфере, в фармацевтике, в сфере программного обеспечения.
Среди прочего форум выступает площадкой для выстраивания диалога между малым и крупным бизнесом. По Вашему мнению, как сегодня складываются взаимоотношения сторон? Есть ли уже позитивные изменения в этом направлении?
Однозначно позитивная тенденция есть! Торгово-промышленная палата РФ разрабатывает проект по налаживанию взаимодействия малого и крупного бизнеса в рамках передачи на аутсорсинг части производства крупного бизнеса. Ряд крупных предприятий уже реализуют такую программу, например, предприятия, входящие в состав Трансмашхолдинга передали на аутсорсинг производство более 40 000 наименований. Причем, это не услуги по уборке помещений и канцелярские товары, а действительно производство запчастей и комплектующих.
Источник: http://fedpress.ru/interview/1697532