Директор Департамента содействия инвестициям и инновациям ТПП РФ Алексей Вялкин рассказал Регионам Online о том, что нужно делать региональным властям, чтобы не потерять инвестора.
Алексей Григорьевич, расскажите, пожалуйста, о том, какая основная проблема на сегодняшний день существует проблема инвестиционной привлекательности регионов?
– Опыт работы ТПП РФ по содействию реализации инвестиционных проектов в регионах России показывает что, по мнению иностранных компаний, наиболее значимой проблемой существующего российского нормативно-правового поля, снижающей инвестиционную привлекательность, является нестабильность законодательной базы, ее подверженность частым изменениям. Эта проблема считается гораздо более серьезной по сравнению с наличием высоких административных барьеров (включая проблему коррупции). Наиболее проблемными областями нормативно-правового поля, затрудняющими работу компаний, по мнению инвесторов, являются сфера технического регулирования, трудовое законодательство и административное право.
А можно ли обозначить какие-то позитивные изменения в российском законодательстве, по мнению участников рынка?
– Наиболее значительные позитивные изменения в российском законодательстве, по мнению участников рынка, происходят в сфере финансового и таможенного регулирования. В частности, в области финансового регулирования к числу положительно сказавшихся на работе компаний изменений иностранные инвесторы относят принятие закона о специальной оценке условий труда и отмену командировочных удостоверений. В сфере таможенного регулирования в качестве позитивных нововведений указываются принятие Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, внедрение принципов электронного документооборота в ряде сфер операционной деятельности, более корректное правоприменение в таможенной сфере.
Алексей Григорьевич, а что можно сказать о перспективах российского рынка?
– Говоря о перспективах привлекательности российского рынка, иностранные инвесторы, в целом, настороженно относятся к дискуссии по вопросам политики в сфере импортозамещения. Будучи в целом готовы продолжать локализацию производства на территории страны, компании выражают опасения по поводу того, что основные действия в этой сфере будут сведены к ограничению конкуренции и затруднению доступа продукции компаний с иностранным капиталом на российский рынок.
А можно подробнее об этом? Есть какая-то статистика? И о каких странах идёт речь?
– Согласно результатам тринадцатого ежегодного опроса по деловому климату в России, проведенного Российско-Германской внешнеторговой палатой и Восточным комитетом германской экономики среди 152 немецких компаний, большинство фирм не планирует сокращения бизнеса в России. 56% респондентов сохранят присутствие на российском рынке на прежнем уровне либо планируют расширить бизнес (20%). 19% рассматривают возможности сокращения бизнеса, и только 5% намерены сократить деятельность в России. Таким образом, в долгосрочной перспективе потенциал российского рынка оценивается, как и прежде, достаточно высоко.
А чем планируют заниматься немецкие компании в российских регионах?
– Планы их деятельности в российских регионах в значительной степени связаны с локализацией производства и привлечением большего количества российских поставщиков. Отвечая на вопрос о планах по использованию российских компонентов и сырья, 58% респондентов заявили, что готовы увеличивать долю этой продукции в своем производстве.
Интересно, а какую тогда приоритетную задачу для привлечения инвестиции вы бы назвали регионам России?
– В целом, создание благоприятных условий для развития бизнеса и привлечения инвестиций, в том числе иностранных является одной из приоритетных задач, стоящих сегодня перед региональными органами власти.
И чем тогда готова помочь Торгово-промышленная палата России не самым инвестиционно привлекательным регионам страны?
– В целях формирования лучших практик и распространения наиболее успешного опыта региональных властей по созданию благоприятного делового и инвестиционного климата в настоящее время формируется Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, с инициативой о разработке которого выступило Агентство стратегических инициатив и деловые объединения, в том числе ТПП РФ. Пилотная апробация Рейтинга прошла в 2014 году, полномасштабный рейтинг (по 76 регионам) был впервые сформирован в 2015 году.
А можно подробнее узнать про этот рейтинг? Какие показатели в нём будут учитываться?
– Рейтинг состоит из 50 показателей, которые в свою очередь формируются по 4 направлениям: регуляторная среда, институты для бизнеса, инфраструктура и ресурсы и поддержка малого предпринимательства. ТПП РФ при участии торгово-промышленных палат принимала активное участие в разработке методологии рейтинга, которая фактически основывается на оценке предпринимателями состояния деловой среды в регионе. Основой рейтинга является мнение бизнес-сообщества (большинство показателей являются опросными). В 2016 году в опросах приняли участие свыше 400 тысяч представителей бизнеса (в 2015 – только 230 тысяч), а это около 8 % от общего количества предпринимателей в стране.
И какие регионы оказались самыми инвестиционно привлекательными в этом году?
– По итогам 2016 года лидирующие позиции по формированию благоприятных условий для развития бизнеса занимают Республика Татарстан, Белгородская область и Калужская область. Свердловская область поднялась с 47 на 35 место за счет улучшения показателей по направлениям «Регуляторная среда», «Институты для бизнеса» и «Инфраструктура и ресурсы». Сократилось время постановки на кадастровый учет и среднее время регистрации юридических лиц, а также среднее количество процедур для получения разрешения на строительство и в целом уменьшилась дополнительная нагрузка на бизнес при обращении в органы власти.
На какой горизонт планирования должны рассчитывать региональный власти при работе с инвесторами?
– Если горизонт планирования невелик, то и сами инвестиции, приходящие в региональную экономику, не носят стратегического характера, а направлены лишь на быстрое извлечение прибыли. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть и связать воедино два показателя: максимальный срок инвестиционных проектов в регионах и максимальный срок инвестиционных программ региональных правительств.
А каков срок реализации инвестиционных проектов в среднем по регионам?
– Опыт работы ТПП РФ по продвижению региональных проектов показывает, что усредненный по всем регионам максимальный срок реализации инвестиционных проектов составляет 10 лет, тогда как усредненный максимальный срок правительственных инвестиционных программ – 7 лет. Таким образом, налицо явное несоответствие в стратегических расчетах инвесторов и регионального правительства. Причем соотношение между ними является совершенно противоестественным, так как, запуская свои проекты, инвесторы (как российские, так и иностранные) фактически вынуждены смотреть гораздо дальше, чем правительство региона.
И какие последствия это может иметь для региона?
– Отсутствие видения региональными властями своих отдаленных перспектив рано или поздно приведет к блокированию перспективных инвестиционных проектов, так как инвестору будет весьма трудно уяснить ситуацию на отдаленное будущее.
Но недавно ввели инвестиционный стандарт. Разве он не решил эту проблему?
– В последнее время ситуация, безусловно, несколько улучшается в связи с введением Регионального инвестиционного стандарта АСИ, поскольку Стандарт обязует формировать и ежегодно обновлять План создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в регионе. Однако надо сказать, что соотношение между сроками частных инвестиционных проектов, в том числе с иностранным участием, и правительственными инвестиционными программами по регионам сильно колеблются, свидетельствуя тем самым об отсутствии какой-либо продуманной и скоординированной политики властей.
В связи с вышесказанным, чтобы Вы, Алексей Григорьевич, рекомендовали региональным властям в работе с инвесторами?
– На основе сказанного можно сделать рекомендации региональным властям по переходу к долгосрочным инвестиционным программам сроком на 20-25 лет. В противном случае правительственные программы и частные проекты не будут коррелировать по срокам, в результате чего рано или поздно инвесторы адаптируются к этой ситуации, переходя на более «короткие» проекты. Без широкой официальной манифестации своих инвестиционных планов региональные правительства не смогут привлечь стратегических иностранных инвесторов.
Беседовала Ксения Ширяева
Источник: http://www.gosrf.ru/news/25736/