Алексей Вялкин: Всегда ли хороши прямые иностранные инвестиции?

Практическим примером развития инновационного сектора экономики Дальнего Востока являются высокотехнологичные проекты региона, реализуемые на основе передовых научных разработок. Технологические решения в области робототехники, информационных, медицинских и биотехнологий, предлагаемые дальневосточными компаниями, не только обладают потенциалом внедрения в ДФО, но и представляют интерес для зарубежных партнеров. Однако так ли «безопасны» иностранные инвестиции. Повышают ли они «инновационность» нашей экономики?

В условиях ограниченности ресурсов важным источником формирования и расширения высокотехнологичного сектора, становится привлечение иностранного капитала в виде прямых иностранных инвестиций, эффективность использования которых подтверждена мировой практикой при решении аналогичных задач развития национальных экономик.

Согласно классификации UNCTAD к прямым иностранным инвестициям относят зарубежные вложения, предполагающие долговременные отношения между партнерами с устойчивым вовлечением в них экономических агентов одной страны (иностранный инвестор) с их контролем за хозяйственной деятельностью организации, расположенной в принимающей стране. К ним рекомендуется причислять зарубежных участников, доля которых составляет не менее 10% акций и (или) паев в уставном фонде организации.

Однако, фиксированный процент участия в капитале предприятия, определяющий категорию прямых иностранных инвестиций, варьируется в разных странах в зависимости от состояния экономики и национальных традиций. В США и Турции к ПИИ относят только те инвестиции, которые в акционерной форме участия занимают в совокупности не менее 10%; Франции – 20%, Японии и Великобритании – 25%, Нидерландах – 100%.

Преимуществами ПИИ перед национальными источниками капитала и средствами международных фондов является то, что они не усиливают долговую нагрузку заемщиков; сочетают в себе капитал с одновременным переносом технологий производства и моделей управления, что повышает их роль в развитии высокотехнологичного сектора экономики, позволяя стране выиграть время в освоении новых технологий.

Кроме того, к преимуществам привлечения таких инвестиций в высокотехнологичный сектор страны-реципиента можно отнести: повышение уровня экономического развития вследствие трансфера технологий, создание новых рабочих мест, повышение производственной и технологической культуры.

Цели и мотивы иностранных инвесторов в осуществлении инвестиционной деятельности могут быть различными. Выделим три основных:

- основной целью ПИИ, осуществляемых в рамках мотива «поиск ресурсов» является доступ к дешевым природным ресурсам, энергии, дешевой рабочей силе без привязки к производительности труда;

- ПИИ, осуществляемые в рамках мотива «поиск рынков», нацелены на возможность поставок товаров и услуг на рынок страны-реципиента и рынки сопредельных стран;

- к ПИИ, осуществляемым в рамках мотива «поиск эффективности», относятся инвестиции направленные на приобретение или распространение (тиражирование) технологических или других нематериальных активов, основанных на интеллектуальной собственности. Для привлечения ПИИ в рамках данного мотива страна-реципиент должна располагать внутренней научной и технологической базой, высоким уровнем защищенности прав интеллектуальной собственности, достаточным количеством квалифицированного персонала и др.

Привлечение ПИИ, как известно, позволяет активизировать инвестиционный процесс в национальной экономике, способствуя улучшению структуры притока иностранного капитала – происходит замещение краткосрочного (в виде портфельных инвестиций или заемного капитала) долгосрочным. Данная ситуация при прочих равных условиях ведет к повышению устойчивости платежного баланса и большей финансовой стабильности страны. К тому же направленные в новые или недостаточно развитые сферы экономической деятельности ПИИ могут быть фактором диверсификации экономики.

В то же время, несмотря на ряд преимуществ привлечения ПИИ в высокотехнологичный сектор, существует определенная опасность: в некоторых случаях осуществление ПИИ может привести к утрате национального контроля над стратегически значимыми активами (технологиями, элементами инфраструктуры и т.д.) и тем самым снижению научно-технического потенциала отечественной высокотехнологичной сферы.

Кроме того, крупные инвесторы, транснациональные корпорации, как правило, переносят в третьи страны те производства, продукция которых находится на последних фазах жизненного цикла, концентрируя стратегически важные, включая исследовательские, подразделения в стране базирования. Они патентуют принадлежащие им коммерчески значимые изобретения одновременно во многих странах, что, совместно с агрессивным продвижением мировых брендов, серьезно ограничивает рыночные возможности стран-получателей продукции и технологий. В результате последние не имеют альтернативы импорту прогрессивной техники и технологий, причем на жестких условиях. Таким образом, в русле существующей межстрановой технологической политики разрыв в уровне развития стран только увеличивается.

Исследования воздействия ПИИ на экономику стран-реципиентов, проведенные зарубежными экспертами (UNCTAD и OECD), позволили сделать вывод о том, что положительное влияние на экономическое развитие принимающей страны ПИИ оказывают только при наличии продуманной государственной программы взаимодействия с иностранными инвесторами, стимулирующей более тесное сотрудничество между национальными производителями и иностранными инвесторами, а также грамотной политики по привлечению и использованию иностранных инвестиций. Кроме того, необходимым условием положительного влияния ПИИ, приходящих в страну, является высокая степень конкуренции в тех отраслях, в которые направляются иностранные инвестиции.

В зарубежных странах для стимулирования притока ПИИ, связанных с НИОКР, активно используются бюджетные, налоговые, финансовые и административные рычаги. К финансовым стимулам относят прямое государственное финансирование НИОКР посредством преференциальных займов и субсидий. К мерам фискального характера относятся ускоренная амортизация, возмещение капитальных расходов на НИОКР за счет включения их в себестоимость продукции, налоговые кредиты, налоговые каникулы, льготы по подоходному налогу, изъятия из таможенного обложения импорта, налоговые вычеты на НИОКР.

Как показывает опыт, само по себе наличие льгот на НИОКР не вызывает притока иностранных инвестиций в данную сферу, однако в сочетании с другими условиями (наличием соответствующей инфраструктуры, традиций научных исследований) льготы могут сыграть решающую роль при принятии решений инвесторами.

Экспертный комментарий директора Департамента содействия инвестициям и инновациям ТПП РФ Алексея Вялкина к сессии «Инновационные проекты Дальневосточного федерального округа» в рамках Восточного экономического форума


Источник: http://kapital-rus.ru/newscom/news/aleksej_vialkin_vsegda__li__horoshi__priame_inostranne_investicii...