Федор Дегтярев: Торгово-промышленная палата – это и есть служба "одного окна" для бизнеса

Павел Давыдов: "Молодость и креативность – великая сила", – сказал один успешный американский предприниматель, который смог построить свой бизнес на идеях молодых сотрудников. Международная и российская практика показывает, что поддержка начинающего предпринимателя опытным наставником повышает выживаемость бизнеса и ускоряет его развитие. Сегодня в России роль наставника или куратора зачастую ложится на плечи сотрудников Торгово-промышленной палаты, представительства которой есть во многих регионах нашей страны. Это и поддержка предпринимателей, и защита интересов бизнес-сообщества на всех уровнях.

У нас в гостях президент Южно-Уральской торгово-промышленной палаты Федор Дегтярев. Федор Лукич, здравствуйте.

Федор Дегтярев: Здравствуйте.

П.Д.: Вы согласны с таким утверждением, что сегодня на плечи торгово-промышленных палат ложится очень важная задача – быть и наставником, и куратором бизнес-сообщества?

Ф.Д.: Согласен, Павел. И эту работу мы достаточно активно проводим уже не один десяток лет. Буквально недавно у нас прошла встреча, на которую мы пригласили уже состоявшихся предпринимателей, которые уже с определенными заслугами перед регионом и уже заработали для себя определенный капитал, и пригласили начинающих предпринимателей. Во встрече принимали также участие и представители власти. Такие круглые столы или бизнес-встречи проводятся для того, чтобы опытные предприниматели поделились со своими начинающими коллегами, во-первых, тем, как начать бизнес, какие проблемы в нынешних условиях…

П.Д.: И как его не потерять.

Ф.Д.: Да, вы совершенно правы.

П.Д.: Федор Лукич, я знаю, что вы возглавляете Южно-Уральскую торгово-промышленную палату аж с 1992 года. Как за это время изменилась работа и вообще подход к такому важному процессу как поддержка предпринимателей? В чем она сегодня выражается?

Ф.Д.: Вы знаете, 90-е годы – это было непростое время и для России, и для развития предпринимательства; это передел собственности, это очень жесткое ведение бизнеса. В то время мы приняли решение о том, что нам нужно создавать Агентство экономической безопасности и управления рисками, куда мы пригласили для работы бывших сотрудников практически всех силовых структур. Действующие силовые структуры, кстати, нас в этом поддержали. И мы очень активно боролись с рейдерскими захватами, отъемом бизнеса – вплоть до силовой защиты предпринимателей, до физической защиты. Сегодня, слава богу…

П.Д.: Немного другое время.

Ф.Д.: Да, немного другое время. Очень много проводим консультаций, помогаем предпринимателям где-то разрешить претензии друг к другу. Это называется "прийти к мировому соглашению". Мы понимаем, что служба судебных приставов в основном все равно в первую очередь нацелена на то, чтобы пополнить бюджет государства, и те иски, которые в пользу государства, она в первую очередь отрабатывает. У них очень много проблем: низкие зарплаты, низкая квалификация, не хватает рабочего времени для того, чтобы все решить. Но тем не менее вопросами бизнеса тоже надо заниматься. Мы этим и занимаемся – то есть помогаем исполнять судебные решения, по сути дела, работая с судебными приставами. Поэтому вопросов много, всеми ими приходится заниматься. И я думаю, у нас это получается.

П.Д.: Федор Лукич, а могли бы вы привести конкретные примеры помощи предпринимательскому сообществу? Например, какие-то последние случаи, где действительно вмешательство Торгово-промышленной палаты спасло ситуацию?

Ф.Д.: Мы сейчас очень плотно начали работать с федеральным Фондом развития промышленности. Я приезжал в Москву специально, встречался с руководством фонда, с заместителем генерального директора и с управляющим директором фонда. Мы рассмотрели проекты. Я как руководитель Ассоциации палат Уральского федерального округа представлял не только Челябинскую область, но и весь федеральный округ, поэтому мы смотрели все проекты. И мне понравилось отношение сотрудников фонда. Они не сказали: "Иди вон! Они не заслужили, поэтому и не получили какое-то финансирование по тем или иным проектам". Было очень внимательное отношение.

Мы посмотрели множество проектов. Оказалось, что по одним проектам нужно просто приложить договор поставки, по другим проектам, например, надо уменьшить сумму запрашиваемых средств, по третьим проектам надо поменять что-то в технико-экономическом обосновании. Вот эта работа. И когда мы провели такой разговор, практически только по Челябинской области, по сути дела, мы решили, что 4–5 проектов направят на повторное рассмотрение. Вот это, я считаю, конкретная помощь конкретным предпринимателям.

П.Д.: Федор Лукич, разрешите я приведу данные опроса, который недавно проводился среди представителей малого бизнеса. Так вот, они сказали, что основная проблема сегодня – это налоговая нагрузка. Далее идут непомерно большие взносы в Пенсионный фонд и некомпетентность чиновников. Из перечисленного что наиболее актуально для Челябинской области сегодня? Я думаю, вы как раз знаете.

Ф.Д.: Павел, все, что вы перечислили, – это все важно. И мы все эти проблемы поднимали на съезде Торгово-промышленной палаты России, который прошел в марте месяце, в присутствии руководителя государства. И мне понравилось, что Владимир Владимирович тогда четко сказал, что у нас же не просто налоги, а у нас очень много неналоговых платежей. И он дал сразу поручение – разобраться, во-первых, с этими налоговыми платежами. А во-вторых, было принято решение, что до 2018 года налоги не должны пересматриваться. Конечно, это волнует всех. А вообще мне кажется, что основная-то задача вообще торгово-промышленных палат в том, чтобы влиять на принятие законов, которые сегодня у нас принимаются в Государственной Думе.

П.Д.: Причем в таком количеств, что никто за этими законами не поспевает.

Ф.Д.: Я согласен с вами.

П.Д.: Несмотря на то, что появляется такое количество разных структур, которые вроде как должны поддерживать тот же малый бизнес, этот малый бизнес сегодня закрывается. 2015 год оказался в этом плане очень сложным – фактически 20% представителей малого бизнеса ушли, не справились с нагрузкой экономической и политической. И на этом фоне, конечно же, возникает вопрос: в такой ситуации кто мог бы помочь?

Ф.Д.: Во времена СССР, помните, наверное…

П.Д.: Частично помню.

Ф.Д.: Тогда говорили: "Какие у вас здесь проблемы?" Было принято отвечать: "Проблем у нас нет. У нас есть определенные трудности, о которых мы знаем и с честью их преодолеваем". Та же ситуация у нас и сегодня. Понятно, что санкции, спад промышленного производства, вот такое положение в экономике. Мы что потеряли? Мы потеряли "длинные" и "дешевые" деньги (это что касается большого бизнеса), доступ к наукоемким технологиям. Но, с другой стороны, закрылись, может быть, низкорентабельные производства, которые по большому счету изжили себя. Зато это позволило нам как-то сконцентрироваться, стать более независимыми, что ли, более злыми, если хотите.

П.Д.: То есть, другими словами, кризис – это хорошо, он чистит ряды слабых?

Ф.Д.: Да, согласен.

П.Д.: Получается именно так. Но в такой ситуации человек, который хотел бы заняться бизнесом, несколько раз задумается: "А стоит ли мне идти туда, если мой сосед прогорел?"

Ф.Д.: Вы знаете, бизнесом не каждый может заниматься.

П.Д.: Безусловно.

Ф.Д.: В лучшем случае – каждый десятый. И то это очень хорошо. И общемировая практика: из десяти созданных еще восемь потом, как правило, не могут вести этот бизнес.

П.Д.: Федор Лукич, недавно в этой студии мы беседовали с вице-президентом Торгово-промышленной палаты Еленой Дыбовой. И Елена Николаевна рассказала об очень интересном проекте, который сейчас реализует ТПП России, в частности – проект "Навигатор успеха". Несколько этот онлайн-сервис популярен в вашем регионе?

Ф.Д.: Я согласен, что это действительно очень интересный проект, поскольку представитель малого бизнеса не имеет возможности иметь у себя несколько помощников, юристов, чтобы вели его дела, иногда он сам ведет бухгалтерию свою. Поэтому то, что Торгово-промышленная палата России сейчас пытается реализовать в регионах, – это очень полезно и здорово.

У нас была новостная подписка для членов Торгово-промышленной палаты и для всех желающих. На сегодняшний день это где-то около 1200 предприятий. Мы в наш новостной блок включили то, что сделала Торгово-промышленная палата России, и отправляем всю эту информацию предпринимателям два раза в неделю. Вы знаете, предприниматели говорят большое спасибо. Но об эффективности применения и реализации этого проекта, я думаю, мы окончательно узнаем в будущем году, когда предложим предпринимателям хотя бы частично компенсировать затраты на реализацию этого проекта.

П.Д.: И к слову о сотрудничестве со СМИ. Нашел данные, что сегодня Южно-Уральская торгово-промышленная палата проводит творческий конкурс среди СМИ Челябинской области на лучшее освещение темы "Поддержка предпринимателей". А что это? Имиджевый проект ТПП?

Ф.Д.: Я бы сказал, что это проект, направленный на объективное освещение работы Торгово-промышленной палаты по поддержке бизнеса.

П.Д.: А зачем это нужно?

Ф.Д.: Чтобы имели возможность прийти к нам…

П.Д.: Услышали.

Ф.Д.: Чтобы услышали, пришли и воспользовались теми услугами, которые мы сегодня оказываем.

П.Д.: Любая работа должна иметь перспективу в завтрашний день. А что делается сегодня, чтобы завтра Торгово-промышленная палата могла работать еще более эффективно?

Ф.Д.: Вы знаете, этот процесс бесконечный. Мы в первую очередь занимаемся подготовкой специалистов. Я думаю, что это один из ключевых вопросов, чтобы организация успешно существовала. Для этого мы у себя в организации делаем контрольные закупки, нанимаем специалистов со стороны, которые обзванивают наши подразделения и запрашивают ту или иную услугу. А потом делаем анализ, разбор полетов. Если нужно – учим. Это первое, чем мы занимаемся.

Второе. Я думаю, сейчас в первую очередь надо не забывать то, для чего Торгово-промышленная палата вообще в принципе предназначена. Это обсуждение тех вопросов – в первую очередь в экономике, – которые стоят на повестке дня. И привлекать максимально широко к этому бизнес.

И, в-третьих, если мы говорим об услугах. Все говорят сегодня в правительстве, в администрации президента: "Надо создавать одно окно для бизнеса". Вы меня извините, но Палата – это и есть одно окно. Сегодня где-то порядка 200 услуг мы можем оказать бизнесу. Для того чтобы влиять на власть, нужно быть во власти. Надо общественникам себя зарекомендовать таким образом, чтобы эти общественные организации, в том числе Торгово-промышленная палата, были приглашены везде, то есть чтобы они были участниками процесса.

Я могу сказать, что у нас в регионе этот вопрос решен. Я являюсь постоянным участником заседаний законодательного собрания, заседаний правительства. Я могу задать вопрос, по крайней мере, любому министру и спросить: "А почему так, а не иначе?" То есть возможности для диалога есть, поэтому грех жаловаться.

П.Д.: Большое вам спасибо, что нашли время, приехали в нашу студию и рассказали об основах уральской защиты бизнеса. Спасибо. До встречи в эфире "Большой страны".

Ф.Д.: Спасибо.

П.Д.: У нас в гостя был президент Южно-Уральской торгово-промышленной палаты Федор Дегтярев. 


Источник:  http://www.otr-online.ru/programmi/bolshaya-strana-1262/fedor-degtyarov-torgovo-57881.html