«В 2015 году 80% выпускников вузов в нашей стране не смогли устроиться по специальности, и это – одно из печальных подтверждений несоответствия образовательных программ запросам экономики и общества».
Об основных проблемах и трендах развития бизнес-образования накануне 1 сентября размышляет ректор Международного института менеджмента объединений предпринимателей Торгово-промышленной палаты России доктор экономических наук Анна Палагина.
Сегодня мы живем, учимся и работаем в период глобальных изменений в структуре мировой экономико-политической модели. Привычная для нас 2-уровневая модель – развивающихся стран и догоняющих – меняется. Основным фактором прогресса становятся люди, таланты, которые способны производить нечто новое, в том числе новые бизнесы, а важнейшей характеристикой страны – способность привлекать новые таланты и удерживать их. Главным конкурентным преимуществом государств, компаний, сообществ становится скорость принятия решений.
В полной мере это касается сферы образования, которая как никакая другая должна максимально оперативно реагировать на экономические трансформации, изменения модели занятости в ближайшие 10 лет, в которой, по прогнозам экспертов, до 60% рабочих мест будут подвержены автоматизации. Профессионал завтрашнего дня должен будет совмещать в себе несколько навыков разных профессий, чтобы быть эффективным. Готова ли образовательная система к такому?
Уже в 2015 году 80% выпускников вузов в нашей стране не смогли устроиться по специальности, и это – одно из печальных подтверждений несоответствия образовательных программ запросам экономики и общества.
При этом мы имеем одно из мощнейших в мире сообществ образовательных инноваторов – авторские методики, лидерство в инструментарии нового образования – образовании на протяжении всей жизни, поддерживаемом IT-решениями. В целом IT-трансформация всех сфер в ближайшие пять лет будет опираться на социальные сети, BigData, облачные технологии и доступ с мобильных устройств.
Выделим глобальные тренды, которые уже сейчас оказывают существенное влияние на корпоративное обучение и востребованы бизнесом. Вот они.
Меняется восприятие результатов обучения. Тренинг как форма обучения растворяется среди других – фасилитации, геймификации и т. д. Результатом подготовки персонала становится повышение уровня исполнения сотрудником своих функций, изменяется модель поведения.
Работодатель-заказчик ждет от процесса обучения конкретных измеримых KPI и возврата инвестиций с высоким уровнем окупаемости, что обусловлено высокой мотивацией и вовлечённостью персонала в корпоративное обучение. Сегодня в программы подготовки активно интегрируются элементы развлечения, шоу, игр. Развлекающее обучение позволяет лучше вовлекать персонал и удерживать его внимание, а также создавать внутренний мотив на освоение и применение нового знания.
При этом ещё вчера о digital, Е-learning и геймификации говорили как о некоем безусловном и всеобщем будущем, к которому придёт современное обучение. С нашей точки зрения, только смешанные форматы способны принести бизнесу конкретные результаты и обеспечить полноценное внедрение: в США и Канаде ведущие институты в своих образовательных программах используют смешанные подходы к обучению. И там эта практика существует уже около 10–15 лет. У нас же она появилась всего-то лет семь назад и только сейчас набирает обороты.
Ведутся разработки новых платформ дистанционного обучения, которые смогли бы собирать в логические цепочки контент в зависимости от индивидуальных данных человека. Образовательная программа проанализирует все данные о будущем ученике, имеющиеся в Интернете, сформирует индивидуальный курс, который будет учитывать особенности восприятия конкретной личности, сферу интересов, профессиональный опыт и многое другое.
Информационные технологии (IT) трансформируются в цифровые (DT). И, как утверждают некоторые эксперты, это не просто тренд. Это предвестник третьей цифровой революции. Меняется модель потребления. Людей, которые родились со смартфоном в руке, всё больше. Они общаются и обучаются совсем по-другому.
Что нужно помнить при конструировании образовательных решений?
Обучение «В облаке»: благодаря «облаку» родилось новое направление дистанционного образования. Если ранее мы проводили только вебинары, обеспечивая синхронный контакт преподавателя с учениками, то сегодня появилась возможность асинхронного дистанционного обучения, когда видеолекции преподавателя находятся в облаке, а каждый ученик сам выбирает время, когда их будет смотреть. Слушатель получает всю необходимую информацию из онлайн-источников или электронных носителей и самостоятельно регулирует темп и график освоения материала и прохождение тестирования.
По технологии сейчас слушатели Международного института менеджмента объединений предпринимателей (МИМОП) ТПП РФ изучают китайский и английский языки. В дальнейшем планируется организовать онлайн-обучение в рамках облачных технологий по всем основным штатным профессиям территориальных ТПП.
Компьютер и Интернет в сочетании с «хаотичным» обучением в комплексе моделируют cамоорганизующееся обучающее окружение.
Образование, образовательные программы все больше приобретают свойства «продукта», становясь в итоге очень важным активом человека и компании. На ведущих профессиональных выставка 2015–2016 гг. все крупные игроки образовательного рынка представили свои специализированные «коробочные» решения. В их состав входили книги, рабочие тетради, видеоматериалы и мобильные приложения — всё то, что «опродукчивает» услугу, переводит её в реальный формат, то, что можно потрогать и увидеть собственными глазами. (По экспертным оценкам мировых компаний, подобная инвестиция в создание нового формата образовательных продуктов приносит в два раза больше прибыли, повышает ценность продукта и конверсию сделок.)
Социальные сети. Использование социальных сетей в обучении — широко распространённый тренд в развитых странах. Если во время тренинга или семинара ваш сотрудник сидит в социальной сети, то вам нужно быть и там. Нам нужно это активно использовать.
При падении общего спроса на образовательные программы растёт небольшой спрос на уникальные образовательные проекты, опыта в реализации которых у российских бизнес-школ нет. В условиях кризиса пользуются спросом, как правило, краткосрочные образовательные программы. Предприниматели, попавшие в условия резкого снижения спроса, пытаются понять тренды выхода из кризиса и вполне закономерно ищут ответы на свои вопросы в знаниях.
Малому и среднему бизнесу хочется учиться на положительных примерах и получать предельно практические решения для проблем, которые встают перед ними в российских условиях. Они хотят выстроить эффективную команду, построить финансовую или организационную модель бизнеса, найти новую модель роста, новые ниши или новых партнеров. Они приходят в бизнес-школу, чтобы найти единомышленников, получить эмоциональную и интеллектуальную поддержку, разобраться в себе, своих мотивациях и в устройстве этого мира.
В период кризиса возникают конфликты, связанные с сокращениями персонала или несвоевременной выплатой зарплаты.
В связи с санкциями западных стран многие российские предприятия-импортёры и экспортёры интересуются новыми «страновыми» направлениями для переориентировки своего бизнеса.
Остаются актуальными образовательные программы обучения предпринимателей в области участия в электронных торгах для получения государственного или муниципального заказа. Необходимо продолжить обучение для участия, особенно малого бизнеса, в торгах на получение заказов от крупных коммерческих компаний.
Все программы, касающиеся правил и процедур государственного и муниципального, ведомственного контроля, необходимо продолжать вносить в планы учебных центров территориальных ТПП и МИМОП.
Востребованными остаются семинары для бухгалтеров и финансовых служб. Это особенно актуально в условиях экономического кризиса.
Необходимо возобновить образовательные программы в сфере экономии энергоресурсов, коммунальных расходов, экономии сырья и материалов, пропагандировать концепцию бережливого производства. В настоящее время проводится реформа в области управления коммунальным хозяйством, но ни исполнители, ни потребители коммунальных услуг не знают «правила игры».
Важно продолжать традиционные образовательные программы по тематике «Как открыть своё дело».
Особое внимание следует обратить на профессии, не требующие обязательного нахождения в служебных помещениях, занятость, при которой можно вести свое дело на дому. Это фрилансеры, или удалённые работники.
В условиях приоритета со стороны государства востребованным направлением может стать социальное предпринимательство. Необходимо готовить образовательные программы и в этом направлении.
Таковы образовательные тренды в эпоху технологий, которые уже сейчас оказывают существенное влияние на корпоративное обучение и в соответствии с которыми в ближайшее время будут трансформированы обучающие программы Образовательного проекта ТПП РФ, которым является МИМОП.
Подготовил Сергей Тюрин