«По данным наших опросов, не более 1% предпринимателей пользуются государственной поддержкой, в том числе и по причине отсутствия полноценной информации о таких возможностях» - такие данные привела ректор Международного института менеджмента объединений предпринимателей Торгово-промышленной палаты Российской федерации, член Комитета ТПП РФ по развитию профессионального и бизнес образования доктор экономических наук Анна Палагина, выступая на прошедшей 5 июля на площадке Института при участии Департамента содействия инвестициям и инновациям ТПП РФ Интернет-конференции «В помощь предпринимателю: где и как получить государственное финансирование».
Среди других причин низкой практической востребованности государственной помощи – бюрократические преграды, особенно сложные для начинающих предпринимателей, высокие «пороговые» значения для проектов (например, кредитование по «Программе 6,5%» МСП Банка от 50 млн до 1 млрд рублей), недоверие бизнеса конкретным чиновникам, от которых в нашей стране по-прежнему зависит очень многое – считает Анна Палагина.
По ее словам, эти выводы подтверждаются и результатами многочисленных опросов, проводимых как Палатой, так и другими организациями. Так, по данным исследования, проведенного в мае 2016 г. Аналитическим центром НАФИ, каждый десятый россиянин относит себя к категории самозанятых, которые не имеют постоянной работы и ищут для себя заказы фактически в предпринимательстве.
При этом 53% самозанятых – потенциальных предпринимателей – не готовы платить за патент. Причины все те же: незнание и непонимание преимуществ и возможностей статуса легального предпринимательства, «страхи», зачастую вполне обоснованные, перед возможными действиями огромной контрольно-надзорной государственной «машины».
При разработке мер государственной поддержки, соответствующих программ, в первую очередь нужно уделять внимание информационной и просветительской работе с населением, молодежью, безработными, начинающими предпринимателями. «В том числе и по этим причинам мы считаем необходимым разработку специальных мер, направленных на повышение финансовой грамотности не только населения, но и бизнеса, и вышли с этой инициативой в ряд государственных структур», - сообщила Анна Палагина.
На решение этих задач нацелен и стартовавший совсем недавно пилотный проект Минэкономразвития по созданию многофункциональных центров (МФЦ) для бизнеса.
«Убеждена, что разворачивать это, безусловно, нужное и важное дело необходимо в контакте с созданной в предыдущие годы в рамках финансовой программы развития МСП инфраструктурой поддержки предпринимательства. Опираться при этом надо на систему региональных торгово-промышленных палат, которые каждый день, решая конкретные проблемы бизнеса, научились помогать ему не только консультацией и «добрым советом», но и конкретными делами – сопровождая проекты, «заводя» их на финансирование, отстаивая интересы предпринимателей в органах власти и в «битвах» с бесконечными проверяющими», - считает Анна Палагина.