Алексей Вялкин: ОЭЗ – произошло то, что должно было произойти

Недостатки в  работе особых экономических зон (ОЭЗ) привели к решению, согласно которому создание новых ОЭЗ в России прекращается – по крайней мере, до разработки единых подходов к ним  и территориям опережающего развития. Действующие особые экономические зоны предаются регионам. Так по сообщениям  СМИ президент отреагировал на доклад главы своего Контрольного управления Константина Чуйченко, в котором использовались результаты проверок Счетной палаты и Генпрокуратуры.


Комментирует ситуацию директор Департамента содействия инвестициям и инновациям ТПП РФ Алексей Вялкин:

«К сожалению, произошло то, что должно было произойти.

Во-первых, в Российской Федерации изначально была определена слишком жесткая типизация ОЭЗ, что сильно ограничило возможности формирования эффективных кластеров. Например, инновационная экономика подразумевает тесную связь научно-технических разработок и производства, но эти виды деятельности предлагалось осуществлять в различных ОЭЗ (технико-внедренческой и промышленно-производственной соответственно). Имеющееся законодательство не позволяет формировать такие естественные цепочки, причем существует негласное правило, согласно которому региону нежелательно предоставлять более одной особой экономической зоны.

Из всех типов ОЭЗ лишь промышленно-производственные продемонстрировали определенный результат по привлечению частных инвестиций на свои территории. Остальные типы зон не отражают объема освоенных частных инвестиций, адекватных общей сумме уже произведенных затрат федерального центра. Таким образом, существующий порядок функционирования ОЭЗ должен быть скорректирован в сторону повышения инвестиционной активности со стороны резидентов.

Во-вторых, по мировым меркам, российские ОЭЗ обладают относительно малыми налоговыми льготами, поэтому не очень привлекательны для глобальных инвесторов. Фактически, государство снижает только региональные и местные налоги, что делает этот инструмент менее интересным для субъектов федерации. Представляется необходимым расширить льготные механизмы за счет федеральной части налогов и сборов. Кроме того, резиденты зарубежных ОЭЗ имеют и другие виды поддержки, им оказывается консультационная помощь, обеспечивается централизованный маркетинг и связи с общественностью, предоставляется льготное кредитование. В некоторых случаях могут вводиться даже специальные тарифы на ресурсное обеспечение. Например, в китайском Хэйхэ стоимость электроэнергии для промышленных потребителей вдвое ниже, чем в Амурской области, из которой она и поставляется!

В-третьих, проблемы создают слишком большие размеры территорий ОЭЗ. Масштабными зонами крайне тяжело эффективно управлять и контролировать, а также для их инфраструктурного обустройства требуются солидные капиталовложения, которые государство не всегда в состоянии обеспечить. Площадь некоторых зон колеблется от 100 до 3,5 тыс. гектар. Но, как известно, чем больше территория – тем тяжелее поддерживать ее существование и контролировать.

В настоящее время критерии отбора заявок на создание особых экономических зон отдают явное предпочтение развитым и динамичным субъектам федерации. Мировая практика свидетельствует, что этот механизм, наоборот, максимально эффективен в применении к депрессивным регионам. Он позволяет создать локальную точку роста инвестиционной активности, которая затем оказывает положительное воздействие на всю прилегающую территорию.

Сегодня эффективность ОЭЗ оценивается по следующим показателям: количество резидентов, в том числе с привлечением иностранных инвестиций, объем инвестиций, включая капитальные вложения, количество возведенных и запущенных в ОЭЗ объектов инфраструктуры и их проектная мощность, а также объем средств, вложенных из бюджетов разного уровня. Целесообразно добавить в качестве дополнительного показателя объем неосвоенных бюджетных средств на создание инфраструктуры.

Источник: http://tpp-inform.ru/comments/35108/