Есть ли реальные сдвиги в развитии промышленности? Увеличение экспорта, новые разработки, открытие новых заводов и расширение производств старых?
Насколько сегодня можно говорить о том, что кризис и санкции отчасти сыграли в пользу промышленности, наконец-то обратили внимание на эту проблему? Насколько сегодня есть шанс за счет наших производств уйти от зависимости от сырьевого экспорта? Каков потенциал?
Несмотря на то, что доходы России от экспорта сократились, эксперты достаточно позитивно оценивают итоги года. Удалось уменьшить долю топливно-энергетических товаров и нарастить объемы некоторых "несырьевых" категорий товаров. Основу российского экспорта в страны дальнего зарубежья по-прежнему составляют топливно-энергетические товары, но их удельный вес снижается. Доля таких товаров в структуре экспорта по итогам 2015 года составит порядка 68% (по итогам 2014 года – 75%). Тенденции в экспорте в страны СНГ в целом схожи, но доля топливно-энергетических товаров здесь меньше — она опустится ориентировочно до 43% против 50% год назад.
Сырье постепенно замещается другими категориями — пока в основном продукцией сельского хозяйства, химической промышленности, металлами. К примеру, ряд крупных отраслевых компаний, являющихся лидерами в области производства сахара, растительных масел, мясной и молочной продукции, а также кондитерских изделий, начали наращивать экспорт продукции пищевой промышленности в Китай. Это обусловлено в том числе обстановкой на валютном рынке. "Сейчас в российской экономике преобладают так называемые "сберегательные настроения" – предприятия воздерживаются от инвестиций.
Возросшая в 2015 году общая прибыльность (по преимуществу экспортно-ориентированных предприятий) пока не подразумевает роста инвестиций. Эксперты ТПП РФ предполагают, что до середины 2016 года инвесторы будут и дальше сокращать вливания в основные капиталы предприятий, а это будет останавливать процессы модернизации и роста производства.
Осложняют ситуацию и трудности с привлечением внешнего финансирования. Сегодня единственный способ остаться в числе ведущих экономик – обеспечить высокую производственную и технологическую конкурентоспособность российской продукции, ориентируясь при этом на мировой рынок, уверены эксперты.
Не последнюю роль в этом должна сыграть стабилизация экономической ситуации, но и не только. По нашему мнению, пока недостаточно развита кооперация с отечественным научно-производственным сектором, а она важна для развития собственных качественных, конкурентно-способных производств.
Год назад был принят закон о промышленной политике, одним из инициаторов которого была ТПП РФ. Почему возникла необходимость в этом законе? Какие важные проблемы уже решены в рамках закона?
Значительную роль в реализации намеченной новой стратегии экономического роста и реиндустриализации должно сыграть улучшение условий для привлечения прямых инвестиций, уменьшение стоимости "входного билета" для инвестора на работу в регионе. Эти меры и необходимо развивать, опираясь на закон "О промышленной политике".
Предложения ТПП РФ при разработке закона были услышаны, и важные для инвестора новеллы – заключение специальных инвестиционных контрактов, гарантирующих неизменные условия ведения бизнеса до окончания реализации проекта и увеличение срока контракта до 10 лет – в него попали.
Это должно мотивировать бизнес и кредитные организации вкладываться в промышленные проекты.
В то же время мы видим отдельные недостатки этого нормативного акта. С одной стороны, в законе говорится о создании фондов финансировании промышленности, с другой – все мы понимаем, что предприятия должны иметь оборотные средства. И получить их за редким исключением можно только в банке. Однако финансовая система сейчас устроена таким образом, что банкам неинтересно финансировать производство.
Поэтому правильно, что правительство запускает программу поддержки банков и реального сектора экономики дешевыми деньгами через проектное финансирование.
И здесь необходимо максимально упростить процедуру отбора таких проектов, сократить время от подачи заявки до выделения ресурсов, возможно, снизить требования к проектным показателям. Также важно проработать возможность снижения требуемого объема софинансирования со стороны инициатора проекта.
Следующим шагом (возможно, через подзаконные акты) необходимо определить, что в распределении господдержки будет учитываться доля добавленной стоимости. Чем она выше, тем на большую господдержку может рассчитывать предприятие. Соответствующим образом должна распределяться и налоговая нагрузка - чем выше доля добавленной стоимости, тем ниже налог.
В рамках закона был создан Фонд развития промышленности. Насколько фонд помогает сегодня предприятиям? Сколько предприятий уже было проинвестировано, и в каком объеме? Заявок больше, чем средств в Фонде. Насколько нужно увеличить объем Фонда, чтобы удовлетворить потребности?
По итогам 2015 года Экспертный совет Фонда развития промышленности одобрил к финансированию 74 проекта в 38 регионах России. Общий объем выданных займов - 24,6 млрд. рублей (с учётом докапитализации в конце декабря). Процентная ставка по всем займам Фонда составляет 5% годовых.
Фонд действительно вносит существенный вклад в развитие нашей экономики. Он поддерживает те проекты, те новые технологии и новые продукты, которые ориентированы на импортозамещение – если формально говорить. Если говорить неформально, то специалисты Фонда смотрят, конечно, на экспортный потенциал, потому что это гораздо более важный показатель успешности продукта, чем импортозамещение. Импорт можно заместить разными способами, а вот выйти на мировые рынки – это гораздо сложнее.
Действительно, общая сумма поступивших заявок составляет 449 млрд.рублей! В обращении Федеральном собранию 3 декабря 2015 г. Владимир Путин предложил докапитализировать ФРП еще на 20 млрд. рублей в 2016 году.
У нас много всяких структур в стране, и они всё появляются и появляются. И зачастую ни сами сотрудники этих структур, ни предприниматели не понимают, зачем нужна такая структура или почему появилась новая. Возможно, стоит провести комплексную оценку их эффективности, особенно в части поддержки инвестиционных проектов и предпринимателей в целом.
Фонд - один из немногих, если не единственный прецедент, когда происходит операционализация постановки задач государства.
Как ТПП РФ участвует в отборе проектов для финансирования из ФРП, на какие предприятия делается акцент?
Фонд сконцентрировался на среднем производственном бизнесе, потому что именно он в первую очередь нуждается в такой поддержке – если мы говорим о промышленности. Здесь наши подходы схожи. В рамках существующей инвестопроводящей инфраструктуры, которая действует на базе системы ТПП РФ, мы ведем аналогичную работу по поиску, доработке и продвижению региональных инвестиционных проектов. ФРП для нас – один из "доноров" наряду с другими институтами развития и инвестиционными структурами, как государственными, так и частными. Именно поэтому в рамках Всероссийского совещания с представителями органов исполнительной власти субъектов РФ "Фонд развития промышленности – современные инструменты государственной поддержки промышленности. Итоги. Перспективы", прошедшего в ТПП РФ 9 февраля 2016 года, ФРП и ТПП России подписали соглашение о сотрудничестве.
Кстати, пятнадцать компаний из 74, уже получивших в 2015 году финансирование из средств Фонда, являются членами территориальных ТПП, и по этим проектам нашими экспертами была оказана методическая поддержка.
Чем отличаются кредиты коммерческих банков от кредитования из ФРП?
Главная проблема, с которой сталкивается российский бизнес (в первую очередь производственный) в условиях кризиса, — это острый дефицит долгосрочного инвестиционного финансирования. В настоящее время средний объем средств, необходимый для реализации инвестпроектов в производственной сфере, составляет от 500 млн. до 5 млрд. рублей — это немалые вложения, требующие от инвесторов определенного риска. Нужно учитывать и то, что в ситуации экономической неопределенности инвесторы готовы вкладывать средства в предприятия только на срок от пяти до семи лет.
Опыт работы ТПП РФ по содействию привлечению инвестиций в проекты российских предприятий показывает, что настоящая инвестиционная "разморозка" роста начнется, когда эффективная ставка для заемщика будет в районе 13% и ниже. Конечная ставка на уровне 10% для получателей средств обеспечивает поддержание производства на текущем уровне, активные инвестиции в новые проекты начинаются при ставке ниже 8%.
В новом рейтинге Doing Business 2016 Россия неплохо выглядит в процедурной части получения кредитов. Процедура, действительно, может быть предельно простой, однако деньги все равно будут недоступны для рядового предпринимателя. Таким образом, первое, что необходимо оценивать – это повышение доступности финансовых ресурсов, а не оценка формальных процедур их получения.
Надо, чтобы эти деньги шли на конкретные инвестиционные проекты с высокой добавленной стоимостью (разумеется, никак не на расширение добычи сырья). Тогда соотношение активов будет расти пропорционально денежной массе, что нивелирует инфляцию. Коммерческие банки должны получать рефинансирование по кредитам по ставке 4-5% на конкретные инвестпроекты частного сектора.
Достаточно ли предприятиям только кредитования или же необходимы дополнительные меры поддержки?
Одним из основных препятствий на пути развития современных промышленных предприятий является потребность в значительных инвестициях при разработке и внедрении новых технологий.
Новым явлением в практике налогового стимулирования инновационной деятельности ряда индустриальных стран стало снижение ставки налогообложения доходов корпораций, полученных в результате реализации запатентованной продукции. Такую практику уже ввели в разных формах семь государств Европы и Китай.
В некоторых странах компаниям позволено вычитать из налогооблагаемой базы более 100% средств, израсходованных на научные исследования и разработки. Например, компании Австралии имеют право вычитать из налогооблагаемого дохода 150% объема своих затрат на НИОКР.
Опыт таких стран, как Ирландия, Индия, Китай, Израиль, Тайвань, по предоставлению беспрецедентных налоговых льгот компаниям, осуществляющим деятельность в инновационной сфере, привел к экономическому росту в этих странах, изменению в короткие сроки структуры их экономик с ориентацией на высокотехнологичные отрасли. Также следует обратить внимание на такую меру, как снижение на 50% ставки налога на прибыль, полученную от реализации высокотехнологичных товаров и услуг.
В законе о промышленной политике прописано, что предприятиям необходимо закупать отечественное оборудование, и если только российских аналогов нет, прибегать к покупке импортного. Насколько я понимаю, не все предприятия готовы на это и находят лазейки для закупки иностранного оборудования. Почему? Как решить эту проблему? Может быть, нужны дополнительные меры поощрения или преференций для тех, кто будет закупать наше оборудование?
Естественно, на пути импортозамещения наши производства ожидают огромные сложности. Институтом Гайдара в конце 2014 года был проведен опрос российских компаний о перспективах импортозамещения, из которого стало ясно, что более половины из них не сможет переходить на отечественные машины, оборудование, сырье и материалы. При этом опрошенные руководители компаний видят риски в развитии импортозамещения - снизится качество и вырастут цены. По мнению экспертов, смена географии закупок будет иметь определенные и, к сожалению, негативные последствия для качества продукции новых поставщиков.
Менее 1 процента (точнее – практически никто) российских предприятий рассчитывают на повышение качества нового оборудования и сырья. Российская промышленность в лучшем случае надеется на сохранение уровня качества при такой вынужденной замене поставщиков. Роста цен на продукцию опасается почти каждый третий. Рост цен ожидается в пищепроме, леспроме, легпроме и машиностроении.
В то же время рассуждать об импортозамещении на уровне экономики в целом не совсем логично, поскольку в каждой отрасли, в каждом производстве есть собственные среднемировые "нормы импортозависимости". Это значит, что недостаточно ссылаться лишь на долю импорта на рынке товара, как это часто делается в упрощенных аналитических схемах. Следует сравнивать эту долю со среднемировой, то есть рассматривать ее в контексте общемировых закономерностей.
В частности, доля импорта текстильных товаров, как правило, довольно высока даже в развитых странах, в силу того что в мире имеется несколько сильных центров по производству этих товаров с низкими издержками (Китай, Пакистан, Индонезия и др.). Поэтому высокая доля импорта текстильных товаров в России - на самом деле нормальное явление. Иными словами, вряд ли следует делать акцент на существенное импортозамещение в текстильной промышленности. То же относится и к ряду других товаров - например, низкотехнологичных радиоэлектронных компонентов гражданского назначения, офисных принадлежностей и техники.
Источник: http://riatribuna.ru/news/2016/05/30/77921/