В прошлом году российские ИТ-компании продали за рубеж программного обеспечения на 8 миллиардов долларов. Это сопоставимо с доходами государства от продажи оружия. Почему их пример не вдохновляет остальных экспортеров? Об этом на полях IX Международного форума «Интеллектуальная собственность – XXI век», который завершает работу сегодня, рассуждает вице-президент ТПП РФ Вадим Чубаров.
– Вадим Витальевич, как в последнее время изменилась ситуация в сфере интеллектуальной собственности в нашей стране?
– Самые значительные изменения коснулись охраны и защиты авторских прав. Гораздо меньше изменений в области охраны, защиты и использования так называемой «промышленной» интеллектуальной собственности – изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Так что прорыва в области увеличения числа российских заявок на выдачу патентов, регистрацию товарного знака и знака обслуживания, а именно эта часть интеллектуальной собственности является индикатором предпринимательской активности, ожидать не приходится.
– Как может повлиять на ситуацию IX Международный форум «Интеллектуальная собственность – XXI век»?
– Прежде всего, своими рекомендациями. На мой взгляд, необходимо выработать предложения по изменению во 2 и 4 части Гражданского кодекса Российской Федерации (в сфере правового регулирования интеллектуальной собственности, расширения возможностей коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, в том числе созданных за счет средств государственного бюджета). Следует расширить поддержку российских компаний-экспортеров. Надо создать систему воспроизводства кадров в области интеллектуальной собственности, стимулировать приток этих кадров в регионы России. И, конечно, разработать и принять государственную стратегию развития интеллектуальной собственности.
– Об этом же шла речь на седьмом съезде ТПП РФ. На какие ключевые моменты при разработке стратегии следует обратить внимание?
– Как говорится, есть история вопроса. В 2012 году вышло правительственное поручение, предлагавшее ряду заинтересованных министерств разработать долгосрочную государственную стратегию в области ИС. Поручение свелось к поиску некого единого федерального органа исполнительной власти, который бы, забрав полномочия приблизительно 24 или 26 министерств и ведомств, стал бы этой областью управлять. А на съезде ТПП разговор с президентом страны вновь начался с идеи объединения функций указанных ведомств и был дополнен несколькими примерами из зарубежной практики. Возможно, по этой причине предложение о разработке государственной стратегии в области ИС в текст поручений Владимира Путина по итогам седьмого съезда ТПП так и не вошло.
Подход должен быть изменен в принципе. Есть хорошие примеры. Так, государство выделяет субсидии на компенсацию части затрат на проведение НИР и ОКР. По информации Минпромторга РФ, в рамках такой поддержки запущено 67 проектов на общую сумму более 3 миллиардов рублей. Если к этому добавить налоговые, таможенные преференции, субсидии на снижение кредитных ставок для тех, кто занимается НИР и ОКР в конкретных отраслях, получится прообраз государственной стратегии развития в области ИС.
– Какую роль в процессе поддержки отечественных компаний-экспортеров играет система ТПП?
– Координирующим государственным органом стал Российский экспортный центр. Мы всячески готовы ему помогать. Что касается прямых усилий Палаты по продвижению российской ИС на экспорт, то здесь надежным инструментом на протяжении десятилетий выступает учрежденное Палатой ООО «Союзпатент». Однако зная со слов моих коллег из Союзпатента о размере пошлин за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, а также регистрацию товарных знаков за рубежом, могу сказать, что во многих случаях без поддержки государства предпринимателям не обойтись.
В то же время хочу отметить один интересный опыт. В 2014 году под руководством Министерства экономического развития РФ, при финансовой поддержке РВК в партнерстве с некоммерческой организацией «РУССОФТ» стартовала программа поддержки экспорта российской инновационной и высокотехнологичной продукции. В программе приняли участие 100 российских ИТ-компаний и более 500 ИТ-специалистов. В результате сформирована эффективная система регулярного обмена опытом между российскими компаниями-экспортерами, ведущими активную работу на глобальном рынке. Также был запущен механизм развития экспертизы российских ИТ-предпринимателей. И в 2015 году российскими ИТ-компаниями было продано за рубеж программное обеспечение на общую сумму порядка 8 миллиардов долларов. Это сопоставимо с доходами государства от продажи оружия.
– Каковы наиболее актуальные проблемы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности?
– Процесс коммерциализации интеллектуальной собственности в России является самым слабым элементом институциональной среды инновационной деятельности. Как свидетельствуют опросы, проводимые ТПП РФ среди предпринимателей, только около 10% организаций осуществляют инновационную деятельность в области технологий. В России отсутствует единая система коммерциализации разработок, позволяющая перевести идею в воспринятый рынком продукт. Прикладные исследования развиты весьма слабо. Эффективно работать на рынке создания и последующего внедрения объектов интеллектуальной собственности имеют возможность только организации, которые обладают достаточными материальными и трудовыми ресурсами.
В процессе решения проблем использования и коммерциализации интеллектуальной собственности особое место должно быть отведено формированию правовой культуры правообладателей, предпринимателей и других участников рынка.
Количество национальных заявок на выдачу патента
Россия – 28 765
Китай – 704 936
США – 287 831
Япония – 271 731
(Источник: Роспатент (2013 год)
Беседовал Михаил Грунин
Источник: tpp-inform.ru/vedomosti/ekonomika/2206/