Некоторые соображения по инвестиционной составляющей энергосервисных контрактов

Заинтересовать управляющие компании в энергоэффективной модернизации МКД можно, задействовав такой инструмент как энергосервисный перфоманс-контракт. В международной практике они широко применяются и представляют собой договор между собственником (представителем собственника) имущества и лицом, оказывающим энергосервисные услуги на выполнение мероприятий по повышению энергоэффективности.

Согласно контракту, инвестиции в указанные мероприятия окупаются в зависимости от согласованного в договоре достигнутого уровня энергоэффективности. Кстати, это не противоречит ФЗ-261 «Об энергосбережении…», в ст.20 которого допускается проведение расчетов по  энергосервисному договору, исходя из показателей, «достигнутых или запланированных для достижения в результате реализации его условий, в том числе исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов».

Также важно, что инвестиции, обслуживание долга и стоимость энергосервисных услуг (полная цена энергосервисного перфоманс-контракта) постепенно возвращаются за счет полученной экономии расходов в денежном выражении, которая, в свою очередь, является следствием достигаемого сокращения потребления энергоресурсов в течение периода действия контракта. При этом контракт заключается на период, необходимый для полной компенсации расходов на выполненные энергосберегающие мероприятия, и гарантирует сохранение эффекта энергосбережения и денежной экономии расходов на энергию (и других расходов) за пределами срока выполнения контракта.

В проекте повышения энергоэффективности, выполняемом по перфоманс-контракту, достигаемая экономия в расходах обеспечивается за счет сокращения потребления   энергоресурсов и воды. Кроме этого, может быть дополнительно достигнуто сокращение расходов на содержание здания.

Для нас в этой связи интересен опыт французских коллег. До недавнего времени главная проблема заключения энергосервисных контрактов во Франции состояла в том, что бюджетное законодательство не позволяло оплачивать инвестиции из операционных расходов. Поэтому экономия на ресурсоснабжении не могла использоваться для оплаты инвестиций по энергосервисному контракту. Это делало такие контракты неприменимыми в публичном секторе. Механизмы государственно-частного партнерства позволяли в некоторых случаях обойти бюджетные ограничения, но это было возможно лишь в некоторых специфических ситуациях.

Принятые в 2009 году законодательные нововведения во французском законодательстве коренным образом изменили эту ситуацию. Эти изменения, подготовленные в рамках диалога с бизнесами, местными властями, профсоюзами и профессиональными ассоциациями, буквально дали «зеленый свет» в привлечении частных инвестиций в решение проблем повышения энергоэффективности публичного сектора. Законодательные новеллы  сняли многие процедурные барьеры по формированию государственно-частных партнерств в проектах повышения энергоэффективности.

В частности, новые возможности были связаны с механизмами государственно-частного партнерства: выбор партнера с полной ответственностью за достижение результатов по повышению энергоэффективности, включая обслуживание не только оборудования, но и обслуживание здания, а также финансирование необходимых мероприятий.

 

Источник: communal-control.ru/blog/49?alias=nekotoryie-soobrajeniya-po-investitsionnoy-sostavlyayuschey-energoservisnyih-kontraktov