В Москве продолжает работу крупнейшее деловое событие в сфере инфраструктуры и государственно-частного партнерства — инфраструктурный конгресс «Российская неделя ГЧП». Для участия в конгрессе зарегистрировалось более 1600 участников из 76 регионов.
Сегодня в России реализуется 873 проекта на федеральном, региональном и местном уровнях. Общий объем частных инвестиций в них составил более 640 млрд рублей. Активное участие в этом процессе принимает и Торгово-промышленная палата Российской Федерации. Мы взяли короткое интервью у участника конгресса вице-президента ТПП РФ Дмитрия Курочкина.
– Дмитрий Николаевич, три года назад ТПП РФ стала инициатором создания рейтинга регионов по развитию государственно-частного партнерства. Что показал первый опыт этой работы?
– Мы оцениваем этот опыт как весьма положительный. За это время мы поняли, насколько востребован оказался не столько сам по себе рейтинг, сколько инструменты повышения эффективности работы, связанные с реализацией партнер-проектов государственно-частного партнерства. Причем этот интерес мы фиксируем как со стороны губернаторов, так и, что более важно для нас, со стороны регионального предпринимательского сообщества. За это время критерии оценки работы губернаторов пополнились еще одним показателем – направлением работы по ГЧП. Этот показатель также вошел в национальный рейтинг состояния инвестиционной привлекательности субъектов РФ, по которым оцениваются регионы. И все губернаторы, и региональная администрация, и региональные предпринимательские сообщества очень внимательно, заинтересованно и ревностно следят за показателями этих рейтингов. Конечно, бывают и недовольные, но это вполне естественно.
Нужно сказать, что эти рейтинги, при всей их условности, тем не менее носят в значительной степени объективный характер. И, что самое главное, они дают возможность, и мы это видим, от года к году улучшать показатели того или иного региона в данном рейтинге, причем улучшать очень существенно. Иногда некоторым регионам удается подняться на 20 и даже 30 позиций в рейтинге. Хотя некоторым, соответственно, приходится и падать в рейтингах. Не потому, что у них стало хуже, а потому, что другие их обходят. Повторяю, рейтинг – это не самоцель, это очень важный инструмент в той востребованной работе, которую мы ведем на уровне регионов.
– Что дает эта работа самим палатам, как федеральной, так и территориальным?
– Мы не так давно провели исследование, посвященное изучению именно практических вопросов, которыми занимаются наши территориальные палаты, связанные с реализацией проектов ГЧП. И даже с некоторым удивлением для себя зафиксировали очень большой интерес. Его проявили в той или иной мере все. Это касается и развития нормативно-правовой базы: наши палаты активно участвовали в подготовке и продвижении законопроекта о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве.
Участвовали они и в различных конкурсах, которые проходили в регионах по продвижению проектов ГЧП. Работали непосредственно с теми компаниями, которые реализовывали эти проекты. Мы видим действительно не просто интерес, а необходимость и огромную потребность в квалифицированных кадрах, прежде всего на региональном уровне. И об этом говорилось на пленарном заседании всероссийской Недели ГЧП. Это очень важная проблема, которой мы совместно с Центром развития ГЧП, совместно с региональными администрациями намерены очень активно заниматься.
– Дмитрий Николаевич, как Вы оцениваете перспективы развития государственно-частного партнерства?
– Полагаю, что при их оценке не нужно впадать в какие-то крайности, тем более в эйфорию. Надо помнить, что это чрезвычайно тонкий, чувствительный и в то же время очень важный инструмент привлечения инвестиций. Это очень важный инструмент решения не только экономических, но и социальных проблем в регионах. Именно поэтому он требует очень тщательного внимания и, скажем так, работы с квалифицированными кадрами.
В мире используется большое количество форм государственно-частного партнерства, у нас пока это только концессии. Но даже наши зарубежные коллеги в один голос говорят о том, что необходима очень тщательная проработка, очень осторожное поэтапное продвижение, чтобы не усугубить экономическую и социальную ситуацию в регионах какими-то поспешными, непродуманными до конца действиями. Там, где большое количество участников как со стороны государства, так и со стороны частных инвесторов, всегда возможны очень серьезные проблемы, тем более что прогнозирование ситуаций часто представляет большие сложности и мы не всегда можем заранее просчитать, как они сложатся на 5–10 лет. Существуют объективные сложности.
С другой стороны, основания для определенного оптимизма есть. Несмотря на те крайне сложные экономические условия, в которых мы сегодня работаем, количество проектов ГЧП только увеличилось, более того, улучшилось и качество. Люди стали более энергичными, более настойчивыми и, что нас радует, более квалифицированными, более подготовленными в этой сфере. Трудности нас не пугают, а перспективы для ГЧП в связи с принятием соответствующего федерального законодательства, конечно же, открываются очень и очень серьезные.
ТПП-Информ, Сергей Макаров
Источник: tpp-inform.ru/economy_business/6763.html