Андрей Широков: «Скоро реальность подстегнет чиновников по-другому решать вопрос с аварийным жильем»

Президент провел совещание с членами Правительства, посвященное плану действий Правительства по обеспечению стабильного социально-экономического развития в 2016 году. Одной из поднятых Владимиром Путиным тем стала реализация программы переселения граждан из аварийного жилья. На вопросы главы государства по данной теме отвечал министр строительства и жилищного хозяйства Михаил Мень. Со стенограммой совещания можно ознакомиться на сайте Президента России. В частности, президент заострил внимание на том, что программа переселения из аварийного жилья должна исполнялась равномерно по всем регионам.

Журнал «Коммунальщик» попросил декана факультета «Управление крупными городами» МУМ, председателя Комитета по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства ТПП РФ Андрея Широкова ответить на вопрос: «Можно ли раз и навсегда решить проблему аварийного жилья?». 

Тема аварийного жилья в РФ уже не первый раз поднимается на уровне президента. С 2010 года вопросы, касающиеся ветхого жилья, были взяты им на особый контроль. В Указе Президента РФ от 7 мая 2012 года №600 было обозначено, что до марта 2013 года должен быть разработан комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда. И они были разработаны. Недавно Владимир Путин очередной раз провел разбор полетов, показав, что он хорошо осведомлен о проблеме аварийного жилья. Естественно, что на его вопросы отвечал глава Минстроя России Александр Мень. Министр сообщил официальные данные о реализации программы переселения граждан из аварийного жилья, сообщил о 100,8% выполнении плана за истекший год. Он даже рассказал, как удалось достичь таких результатов. Но, вместе с тем, проблема аварийного жилья остается. Ежегодного его объемы увеличиваются. И остановить этот процесс никакой хорошей работой министерств и ведомств не удастся. Видимо, понимая это, президент снова и снова поднимает эту проблему. Да, были названы два субъекты, которые не выполнили плановые показатели. Но проблема в целом касается всех субъектов РФ, кто бы что ни говорил. Например, в отчетах столичных чиновников говорится, что аварийного жилья в Москве вовсе нет. Но почему-то в повестке ОНФ по Москве, членом которого я являюсь, в секции «Качество жизни» стоит вопрос об аварийном жилье в городе Москва. Неувязочка, а точнее – правда жизни. 

Давайте проанализируем проблему появления аварийного жилья. Есть многоквартирный дом, который в результате некачественной эксплуатации (средства, расходуемые на эти нужды, далеко не достаточны – об этом говорят многие эксперты) с течением времени подходит к состоянию, которое надо признать аварийным. Но, чтобы получить статус аварийного дома, нужны заключения ряда структур и решение специальной комиссии. Эта сложная процедура регламентируется Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Если органы публичной власти, в соответствии с законодательством, признают дом аварийным, то они берут на себя обязательства расселить этот дом. Основной вопрос, который мучает собственников – в какой срок их переселят в безопасное жилье. П.10 ст. 32 Жилищного Кодекса РФ гласит: 

«Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи». 

Стоит отметить, что у собственника есть право выбора: либо ему предоставляется новое жилье, либо ему выплачивается выкупная цена за предыдущую квартиру. Сроки реализации программы по переселению определены в ней же. Решение вопроса о сроках переселения находится в компетенции местных органов власти. Законодатель же дает общие формулировки, например, «разумный срок». Так что единого срока переселения как такового нет. Отмечу, что любые сроки, установленные местными органами власти, при несогласии с ними могут быть обжалованы собственниками в суде. 

Пойдем дальше, признали жилье аварийным, сроки расселения обозначили. Теперь для переселенцев нужно построить или купить новое жилье или изыскать средства на компенсацию за сносимое. А для этого нужны огромные средства. Мы реально в стране не знаем, сколько у нас аварийного жилья. Давайте скажем открыто. Объемы, указанные в программе, формируются из домов, уже признанных аварийными в порядке очередности. Причем в каждом субъекте свой подход к сдерживанию этих цифр. Публичная власть очень серьезно относится к своим обязательствам по признанию многоквартирных домов аварийными. В первую очередь потому, что она понимает: бремя ответственности по принятым решениям лежит на ней. Поэтому в программу попадает столько домов, на расселение которых в бюджетах есть средства. На те дома, на которые средств не хватило, остаются за бортом. Поэтому у нас и балконы падают, и трещины по стенам идут. И при этой ситуации ряд лиц призывает граждан еще и саботировать капремонт. 

А давайте вообще задумаемся, должна ли власть заниматься аварийным жильем? Может быть, это дело собственников или бизнеса? Почему бюджет страны должен отвечать не за свою собственность? Мы привыкли, как что не так, обращаться к власти – «делай», «давай», «отвечай». Власть должна сделать одно – создать правила игры, затвердить их в нормах права, регулирующих вопрос ликвидации аварийного жилья. Сейчас законодательство таково, что именно власть отвечает за ликвидацию аварийного жилья. Думаю, скоро реальность подстегнет чиновников по-другому решать вопрос с аварийны жильем. Я считаю, что сейчас необходимо создавать новые экономические предпосылки и стимулы для ликвидации аварийного жилья и закладывать их в законы. Иначе у нас к «лифтопаду» еще и «домопад» прибавится. 

Что может привлечь бизнес к решению проблемы аварийного жилья? Например, можно размежевать землю под многоквартирными домами и передать ее собственникам. Это будет инвестиционным пулом в строительство нового дома, который они смогут предоставить. Бизнес будет понимать, что часть квартир в новом доме он отдаст переселенцам, а часть – продаст. При этом застройщик получает бесплатную землю под строительство. А это огромная экономия. Также, думаю, власти стоит задуматься о том, чтобы дать девелоперам беспроцентные кредиты с погашением в течение 10-15 лет для реализации программ по переселению из аварийного жилья. 

Видимо, настало время, когда надо профильному министру докладывать, не сколько истрачено бюджетных средств и каково было софинансирование, а докладывать президенту, какие созданы экономические предпосылки, какие разработаны схемы для решения проблемы ликвидации аварийного жилья при помощи бизнес-сообщества, собственников. А то опять через полгода-год мы практически под копирку услышим тот же доклад министра, те же вопросы президента. Опять будет пара субъектов, которые не выполнили план, опять будут письма с жалобами о невыполнении программы. Тем временем дома будут разрушаться, а люди жить ужасных условиях. И так до бесконечности. Я знаю, что в стенах Минстроя уже рассматривались проекты законов с новым экономическим содержанием. Но, видимо, есть какой-то «страх». Власть боится принимать жесткие решения по данной теме. Тема социальная, тема взрывная, а на повестке дня выборы в Госдуму России, а в 2018 году президентские выборы…