Почистили "карманы"
Госдума приняла закон о третейских судах
Госдума приняла в третьем чтении блок правительственных законопроектов о третейских судах. Работа над изменениями длилась более трех лет. Председатель Комитета Госдумы ФС РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников считает принятие законопроектов одним из наиболее важных событий года. По его мнению, одобренные Госдумой поправки выгодны всем: малому, среднему, крупному бизнесу и государству. Это позволит большое число споров передать в третейские суды и разгрузить государственные.
Вице-президент ТПП РФ Вадим Чубаров отметил, что реформа направлена на реализацию положений прошлогоднего декабрьского Послания президента Федеральному Собранию РФ, и рассказал об основных положениях законопроектов о третейском разбирательстве. "Порядок создания судов будет изменен", - сообщил он. Изменения вступят в силу с 1 сентября 2016 года. "У нас есть возможность наладить систему, выстроить ее достаточно чистой, прозрачной", - отметил Крашенинников. А у компаний подготовиться к получению разрешений. "В течение трех месяцев правительство должно будет разработать порядок создания новых арбитражных учреждений, и через год после утверждения порядка наступит время, когда эти арбитражные учреждения должны прекратить существование, если не пройдут новый порядок", - сообщил Чубаров. Это означает, что все существующие третейские суды должны будут пройти своеобразную "переаттестацию" и получить разрешения. "Режим будет достаточно плавным", - пообещал Чубаров.
Особая роль в системе третейского разбирательства отведена старейшим в стране Международному коммерческому арбитражному суду (МКАС)и Морской арбитражной комиссии (МАК), действующим при ТПП РФ более 80 лет. Эти два суда освобождены законом от обязанности получать разрешение с начала действия изменений. Председатель МКАС и МАК Алексей Костин сообщил, что, несмотря на это, деятельность этих судов, как и других постоянно действующих арбитражных учреждений, будет соответствовать новому законодательному порядку.
Остальным организациям, которые собираются создать новый или оформить законность деятельности по новому законодательству уже существующего третейского суда, придется пройти довольно сложную процедуру получения разрешения. "Той некоммерческой организации, в составе которой будет создаваться арбитражное учреждение, нужно будет обратиться в совет по третейскому разбирательству, который будет создан при минюсте", - поясняет Чубаров. Совет принимает решение: рекомендовать или нет создание арбитражного учреждения при этой некоммерческой организации (НКО). При положительном решении документы направляются в правительство, которое выпускает распоряжение о разрешении создания арбитражного учреждения. Если решение отрицательное, его можно оспорить. Предусмотрен судебный порядок оспаривания этих решений.
Такая процедура, по замыслу авторов реформы, позволит сделать третейское разбирательство более беспристрастным и ликвидировать так называемые "карманные" суды, созданные при коммерческих структурах. "Количество таких судов в стране на сегодня превышает 2,5 тыс. Их компетенция и непредвзятость в решении сложных правовых вопросов бизнеса оставляет желать лучшего", - считает Чубаров. Кроме того, на создание более справедливых и не отвечающих интересам конкретных компаний судов работает норма, которая разрешает создавать третейские суды только при НКО. Деятельность арбитражного учреждения может быть прекращена по решению создавшей суд НКО. Если третейский суд сейчас действует при коммерческой структуре, то со вступлением в силу изменений он окажется вне закона.
Сомнительным НКО разрешение на создание третейского суда не дадут. "Вряд ли это можно назвать чисткой, но можно назвать наведением порядка", - отмечает Крашенинников. Вадим Чубаров заявил, что при этом реформа не направлена на "огосударствление" системы третейских судов. Пока нет ясности, какое количество судов пройдет заявленную "переаттестацию". "Никто планку не устанавливает, сколько арбитражных учреждений должно остаться у нас в стране", - говорит Чубаров.
Закон устанавливает общие требования к лицам, выступающим в качестве арбитров. "Так, например, судьи в отставке смогут теперь выступать в качестве арбитра", - говорит Крашенинников. При этом предусматривается иммунитет арбитров от гражданско-правовой ответственности, за исключением ответственности в рамках гражданского иска по уголовному делу. Кроме того, принятыми законами определяется порядок вынесения, приведения в исполнение и отмены решения третейского суда. Также законами утверждена арбитрабельность дел. К примеру, в третейском суде не могут быть рассмотрены семейные, жилищные дела и споры о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью. В то же время в число арбитрабельных теперь входят корпоративные споры. "Мы думаем, как приступить к разрешению корпоративных споров", - сообщил Крашенинников.
Однако остались еще нерешенные вопросы в деятельности третейских судов. "Предлагается урегулировать вопрос об ответственности НКО, а также арбитров за неправомерные решения, - отметил глава комитета. - Так, планируется предусмотреть в законодательстве ответственность таких организаций за убытки, причиненные сторонам третейского разбирательства из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения постоянно действующим арбитражным учреждением своих функций по администрированию разбирательства при наличии умысла или грубой неосторожности".
Текст: Ирина Жандарова, опубликовано в РГ-Бизнес N1029 от 22 декабря 2015 г.