«Украина наказывает сама себя»
Москва расширит продовольственное эмбарго на Украину. Такое постановление подписал премьер-министр Дмитрий Медведев. Согласно документу, с 1 января будет запрещен ввоз в Россию украинской сельхозпродукции, сырья и продовольствия. Решение принято в связи с присоединением Украины к антироссийским санкциям Евросоюза и США. Вице-президент Торгово-промышленной палаты России Георгий Петров ответил на вопросы ведущей «Коммерсантъ FM» Анны Казаковой.
— Как вы оцениваете такие продуктовые санкции против Украины?
— Анна, я бы разделил два решения российского правительства. Первое --наша ответная реакция на то, что Украина присоединилась к санкциям Евросоюза в отношении России, и это совершенно естественно. Мы применили те же абсолютно меры, зеркальные, которые мы применяем к странам Евросоюза и тем государствам, которые присоединились к санкциям Брюсселя. Но второе, не менее важное решение, что с 1 января будущего года мы выходим из соглашения о зоне свободной торговли с Украиной. И надо понимать, что это меры ни принуждения, ни наказания.
Наши переговорщики в течение длительного времени в Брюсселе пытались найти выход из очень сложного положения. Присоединение Украины к соглашению об ассоциации с Евросоюзом создало значительные угрозы для российской экономики. И мы хотели найти какой-то выход в ответ на ту озабоченность, которую высказывали наши экономические агенты. Такие переговоры в Брюсселе проходили. Однако, к сожалению, ни со стороны Киева, ни со стороны Брюсселя понимания наша позиция не нашла. И поэтому было принято совершенно логичное решение выйти из соглашения о зоне свободной торговли. Результат будет, это не наказание Украины ни в коем случае. Мы просто с Украиной теперь будем торговать на основе режима наибольшего благоприятствования, как со всеми странами-членами Всемирной торговой организации.
— Ранее сообщалось, что Украина оценивает потери от таких запретов в $200-600 млн. По вашим оценкам, о какой сумме может идти речь?
— Очень трудно оценить по той причине, что наша двусторонняя торговля сокращается уже не в силу каких-то мер, принимаемых российским правительством, а в силу той позиции, которую занимает киевское руководство. Ведь самое главное и самый большой ущерб, который нанесен нашим двусторонним торгово-экономическим отношениям, — это выход Украины из всех кооперационных соглашений. Вот это очень опасно. Причем это было чисто по политическим причинам.
Но в данном случае Украина наказывает сама себя, потому что мы пусть со временем, но найдем замену украинской продукции, а та продукция, которая производилась по кооперационным соглашениям на Украине по заказам наших предприятий, вряд ли найдет какие-либо иные рынки сбыта.
— А что мы в основном возим с Украины сюда?
— Сейчас еще осталось в небольших количествах, действительно, продовольствие, трубы, продукция машиностроения — номенклатура достаточно широкая, но она сжимается практически каждый день, как шагреневая кожа. Но это объективно. Если Украина была одним из наших самых крупных торговых партнеров, занимая пятое место, сейчас взаимный товарооборот в 2015 году сократился в четыре раза. И Украина уже практически замыкает список среди 20 торговых партнеров, к сожалению, видимо, и будущий год не готовит нам ничего хорошего.
— Вы сами сказали, что широкая номенклатура, наверняка же эти запреты поднимут цены в России?
— Я бы не сказал. Наоборот, это даст глоток свежего воздуха для наших отечественных товаропроизводителей. Не секрет, что многие украинские поставщики если не демпинговали по ценам, то, во всяком случае, издержки в силу более низкой заработной платы, климатических условий на производство той или иной продукции на Украине были ниже, и поэтому для наших производителей это действительно создавало очень значительные несправедливые конкурентные условия. И сейчас просто эти условия для конкуренции будут выровнены, вот и все.
— В отношении Украины будут применяться ввозные пошлины, предусмотренные единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза. Как это может повлиять на цены?
— Естественно, это повлияет на цены. Могу сказать, что средневзвешенный тариф Евразийского экономического союза составляет сегодня порядка 11%, но он разный для сельхозпродукции, разный для промышленной продукции. Примерно на 11% украинские производители, естественно, будут, они точно в таком же положении, как любая третья страна за пределами соглашения СНГ о свободной торговле и за пределами Евразийского экономического союза, то есть в тех же условиях, как страны Евросоюза, Соединенные Штаты, Таиланд, многие сотни стран, с которыми мы осуществляем нормальные торговые отношения.
— А как вы считаете, Украина сможет ли найти какие-то обходные пути, будет ли искать их?
— Для обходных путей есть Кодекс об административных правонарушениях и даже Уголовный кодекс.
— Но это пока что немногих останавливает.
— Я не завидую тем, кого это уже остановило, потому что, конечно, это закрывает выход на российский рынок на многие годы.