Георгий Петров: приоритет № 1 – это Евразийский экономический союз
Президент России Владимир Путин подписал распоряжение о назначении представителей Российской Федерации в Деловом совете объединения БРИКС на 2016–2018 годы. Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, возглавляющий российскую часть ДС с момента его создания в 2013 году, останется ее руководителем. Комментируя свое назначение, глава ТПП РФ отметил: «Для меня и моих коллег это прежде всего знак большого доверия».
О некоторых итогах года и планах ТПП РФ по развитию международного сотрудничества мы побеседовали с вице-президентом ТПП РФ Георгием Петровым.
– Георгий Георгиевич, какие события уходящего года Вы считаете самыми значимыми?
– Наверное, самое главное событие в области международной деятельности ТПП – это участие в Санкт-Петербургском международном форуме и проведение в его рамках заседания Делового совета Шанхайской организации сотрудничества, а также двух бизнес форумов: один из них был посвящен сотрудничеству в рамках ШОС, а второй – БРИКС.
А кульминацией стало заседание Делового совета БРИКС на полях саммита БРИКС в Уфе. Очень важным считаю участие членов ДС БРИКС в самом саммите и представление отчета о проделанной работе Делового совета лидерам объединения.
Для нас большая честь, что эта миссия выпала президенту ТПП РФ, председателю Делового совета, руководителю российской части Сергею Николаевичу Катырину, возглавляющему также и российскую часть ДС ШОС. Это председательство очень многое дает всей системе торгово-промышленных палат. Эту работу мы обсудили на заседании президиума правления ТПП РФ в октябре этого года.
– Каковы основные внешнеполитические приоритеты Палаты сегодня?
– Как в международных и политических, и экономических отношениях нет понятия большие и малые страны – все являются равноправными участниками, так и в работе Торгово-промышленной палаты нельзя сделать «расстановку» на важных и неважных партнеров. Для нас важны все партнеры. Но, конечно, есть определенные приоритеты.
Приоритет номер один – это Евразийский экономический союз. В равной степени можно сказать, что приоритетным направлением является сотрудничество со всеми государствами СНГ – это наше ближайшее окружение, самые важные партнеры, и независимо от того, участвуют ли они в ЕАЭС или нет, – мы будем с ними работать. Напомню, что в октябре прошло очередное заседание Совета руководителей торгово-промышленных палат стран СНГ, который является инструментом координации нашей деятельности, объединения усилий.
Сейчас ТПП много работает над тем, что принято называть восточным вектором. Понятно, что наиболее динамичный в развитии экономик регион – это Азиатско-Тихоокеанское пространство, и стратегическим партнером здесь для нас является Китайская Народная Республика. Не так давно произошла ротация в руководстве Российско-китайского делового совета, который теперь возглавляет Геннадий Николаевич Тимченко. В рамках своей работы этот деловой совет оказывает помощь в реализации конкретных экономических проектов, их пока немного (около 30), но они все абсолютно предметные, это не общие разговоры.
Вторым важным элементом на данном направлении станет (в ближайшее время завершатся необходимые внутригосударственные процедуры) Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Республикой Вьетнам, которое начнет действовать уже в будущем году. Снятие тарифных и нетарифных барьеров с такой страной очень важно, прежде всего для нашего несырьевого экспорта. Несомненно, сотрудничество с таким перспективным рынком получит новую динамику и дальнейшее развитие.
Конечно, общая геополитическая обстановка не могла не сказаться на наших взаимоотношениях с таким важным для нас торговым партнером, как Европейский союз. Но что хотелось бы подчеркнуть: межпалатское сотрудничество практически со всеми государствами – членами ЕС у нас продолжает только наращиваться и возрастать по самым разным направлениям. Мы принимали в этом году руководство объединенных торгово-промышленных палат ФРГ, Чехии, Финляндии и других стран, провели очень представительный Российско-хорватский бизнес-форум.
– Уходящий год был сложным по многим причинам. На Ваш взгляд, какая ситуация будет в 2016 году?
– Будущий год не может быть простым. Накопились очень многие дисбалансы в экономике и политике, их нелегко будет преодолеть. И пока, к сожалению, мы не видим, что есть политическая воля у наших партнеров, для того чтобы вместе решать глобальные проблемы, которых немало.
Но самое главное, что мы сможем все это преодолеть при одном условии: если мы всерьез займемся нашей экономикой.
Политика и экономика сегодня крайне взаимосвязаны, и, наверное, уже устарели марксистские теории, которые мы изучали, о том, что экономика – это базис, а политика – это надстройка. Не совсем верны и противоположные теории, которые потом зародились на Западе, о том, что первична политика, а экономика вторична. Это все взаимосвязано. Как мы видим, есть и другие факторы, которые влияют и на политику, и на экономику, – это и религия, и международное право, и гражданское общество.
Если мы не решим наши внутриэкономические проблемы, то наша роль и в глобальной политике будет сдержана нашей зависимостью от технологий, от импортного оборудования – даже в области продовольствия. Это не значит, что мы должны изолироваться, но мы должны максимально использовать выгоды от международного разделения труда и, оставаясь в глобальной международно-экономической системе, занимать то место, которого мы достойны. И это определяется не только богатством наших природных ресурсов, но прежде всего исключительно высоким интеллектуальным потенциалом народа, проживающего в России, высококвалифицированными трудовыми ресурсами.
Предпосылкой того, что мы это можем преодолеть, является и тот фактор, что все-таки стабилизировалась демографическая ситуация в стране. Ну и самое главное, что есть четкое, абсолютное согласие между властью и обществом. И для нас, как для ТПП, особенно важно, что правительство готово вести постоянный диалог с бизнесом в решении тех проблем, которые возникают.
– Как Вы думаете, с какими странами у нас сложатся наиболее продуктивные отношения? Ведь сейчас все неоднозначно из-за санкций.
– Как известно, Александр III сказал, что у России только два союзника – это армия и военно-морской флот. Вот эти два союзника, как показывает жизнь, нас точно не подведут. А в остальном нам, прежде всего, нужно сохранять пояс добрососедства наших ближайших соседей, которые находятся на так называемом постсоветском пространстве. Это будет очень непросто. И при всех сложностях и трудностях нам нужно смотреть в будущее и думать о том, как восстанавливать, а может быть, даже возрождать российско-украинские отношения. Это проблема сложна не потому, что мы к этому не готовы, а потому, что на той стороне слишком далеко все зашло. Вот здесь нам придется где-то сдерживать свои амбиции и понимать, что отношения со всеми этими странами уже стали межгосударственными. Нет и не может быть такой позиции, как старший брат – младший брат. Есть равноправные участники международных отношений. Но, конечно, будем надеяться, что украинский народ придет к пониманию того, что без тесных связей, тесного сотрудничества и в области экономики, и в области гуманитарной, культурной без России, с антироссийской политикой Украина никогда не станет нормальным цивилизованным европейским государством. Хотя все предпосылки для того, чтобы она таковым являлась, есть.
– Недавно в Москве прошли крупные экономические мероприятия с такими странами, как Марокко и Сербия. Ваши комментарии по сотрудничеству с этими странами.
– У нас очень тесное межпалатское сотрудничество с Сербией, которая, как известно, не входит в Евросоюз. Последнее заседание Российско-Сербского делового совета показало, что есть хорошие перспективы для того, чтобы это сотрудничество расширялось во всех сферах. Приоритетные направления уже определились – это энергетика, причем, не только поставка нефтепродуктов, но и многое другое.
Сербия – одна из немногих стран за пределами постсоветского пространства, с которой у России действует соглашение о свободной торговле. Сербия проявила очень большую активность в поставках плодоовощной, молочной продукции и др. после того, как были введены наши ответные меры в отношении тех государств, которые проводят санкционную политику против России.
Говоря о Марокко, с которой нас также связывают тесные связи, я бы отметил, что политическая стабильность в этой стране, успехи в экономическом развитии делают ее, даже в нынешних непростых условиях в арабском мире, очень привлекательной для российских туристов. Безопасность там полностью обеспечена. Пусть поток пока невелик, но те, кто побывает там, останутся довольны. Для наших туристов очень привлекателен Марракеш, знаменитые рынки, площадь Джем-эль-Фна, включенная в перечень памятников ЮНЕСКО. Там не только продают и покупают, это целый мир народных промыслов и фольклора (поглотители огня, укротители змей, предсказатели). Марокко – удивительное место, где можно познакомиться с мало известной нам, но очень интересной культурой, которая внесла большой вклад в мировую цивилизацию.
– Как будут развиваться наши отношения с Египтом?
– Туризм, надо признать, пострадает. Придется вести большую и целенаправленную работу по обеспечению безопасности, начиная от аэропорта и заканчивая пляжами, отелями. Это непростая задача. Я думаю, что египетское руководство осознает это и будут приняты все меры. Но для этого требуется время.
Важно то, что сразу после этой трагедии (крушение в результате теракта российского самолета. – Прим. ред.) руководство и Египта, и России заявило о том, что это трагическое событие не должно сказаться ни на нашем политическом диалоге, ни на наших торговых отношениях и других сферах сотрудничества. Не будем забывать о том, что Египет – крупнейший потребитель российской продукции. Сейчас обсуждается вопрос о создании российской промышленной зоны в Египте. Египет – одна из тех стран, с которыми Евразийская экономическая комиссия рассматривает возможность заключения соглашения о свободной торговле.
– Хочется затронуть вопрос сотрудничества с США. По экспертным оценкам, за январь – сентябрь 2015 года товарооборот России с США сократился почти на треть.
– Что касается Америки... Те американские компании, которые являются инвесторами в Российскую Федерацию, – никакого чемоданного настроения у них нет. Они пришли надолго в Россию. Что касается политических отношений, поживем – увидим. Россия все время идет навстречу США. В Америке начался предвыборный цикл, и он всегда характерен многими заявлениями, которые потом, к счастью, не имеют никакого отношения к реальной политике. Будем надеяться, что новая администрация – кто бы ни пришел – будет более конструктивной или более прагматичной.
Сегодня нет ни одной глобальной проблемы в мире, которую можно было бы решить без участия Соединенных Штатов. Но если вы хотите решить эту проблему для того, чтобы она оказала действительно плодотворное влияние на все человечество, на всю систему международных отношений, – без России вы ее не решите.
Беседовала Елена Заровная