США пытаются нагнуть Китай угрозой торпедировать нынешнюю систему мировой торговли
Барак Обама сегодня подтвердил заключение 12-стороннего соглашения о Транс-Тихоокеанском торговом партнерстве (ТТП). Эта структура, устанавливающая зону свободной торговли между всеми странами-участницами соглашения, планировалась как альтернатива АСЕАН и АТЭС. Экономический блок призван поставить заслон растущему экономическому и геополитическому влиянию Китая и России, в первую очередь - КНР.
В этом не оставляет сомнения и речь американского президента после подписания соглашения. «Мы не можем позволить странам вроде Китая писать правила глобальной экономики. Мы должны писать эти правила, открывая новые рынки для американской продукции». - заявил Обама. Звучит довольно резко и агрессивно, учитывая, что меньше месяца назад тот же Барак Обама принимал официальный визит в США китайского лидера Си Цзиньпина. Вероятно, подписание соглашения о Транс-Тихоокеанском партнерстве — своеобразная месть Китаю за отказ открыть зону свободной торговли с США, которая не выгодна КНР.
Сами китайцы пока относятся скептически к перспективам ТТП. «Не думаю, что заключение ТТП нанесет какой-то урон Китаю – мы предпринимаем собственные усилия в этой области», – сказал Хэ Вейвен, экс-представитель китайского Минфина и директор группы по китайско-американским и китайско-европейским отношениям в Китайской ассоциации международной торговли. В официальной реакции китайского министерства коммерции говорится о том, что «Китай открыт к механизмам, которые следуют из правил Всемирной торговой организации и направлены на стимулирование экономической интеграции в АТР». Таким образом, китайские партнеры недвусмысленно намекают на противоречие нового соглашения нормам ВТО.
У Поднебесной — свой проект. В прошлом году Си Цзиньпинь объявил об учреждении инфраструктурного фонда Великого шелкового пути в размере $40 млрд. Средства предназначены для строительства «автомобильных дорог, железнодорожных путей, портов и аэропортов на территории Центральной и Южной Азии». Проект Великого шелкового пути направлен на укрепление госпредприятий и национального бизнеса, что выгодно и Китаю, и его потенциальным партнерам, с которыми он впоследствии также может создать свободные экономические зоны. Но вот ТТП со своим огромным охватом стран может спутать Китаю эти планы.
Действительно, американцы много лет плели паутину этого соглашения в своих интересах. Дело в том, что в отношении американских товаров существует ряд барьеров, а мировая торговая система никак не поддавалась адаптации под чисто американский интерес. Противостоял ей, прежде всего, тот самый Китай, который не давал ТНК и другим гигантам с американскими корнями расчистить для себя поле от малого и среднего бизнеса, который во многом составляет основу национальных экономик. А он, после начала работы колоссальной зоны свободной торговли в рамках ТТП, может просто погибнуть.
Заявления США — это попытка сделать хорошую мину при плохой игре, уверен вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Георгий Петров.
- Напомню, Китай приглашали участвовать в Транс-Тихоокеанском партнерстве. Но КНР, как и Российская Федерация, кстати, с самого начала не поддержали эту идею администрации США. Россия и Китай сочли, что «региональный» альянс с таким широким охватом способен только навредить не только национальным экономикам, но и всей мировой торговле в целом.
Вспомним НАФТА – зону свободной торговли между США, Канадой и Мексикой. Это объединение вполне можно назвать региональным. Но к какому региону можно отнести страны ТТП, куда одновременно входят США, Канада, Чили, Вьетнам, Япония? Несомненно, это пойдет во вред уже существующим интеграционным процессам в рамках, например, АСЕАН.
- Зачем США было создавать еще один торговый альянс, когда есть ВТО и другие объединения?
О создании Трансатлантического партнерства было уже давно известно, это давняя инициатива американской администрации наряду с созданием Трансатлантического партнерства. Эти проекты многие годы являлись одним из приоритетов внешней торговой политики Штатов. Откуда вообще появилась эта инициатива?
Дохийский раунд ВТО о либерализации мировой торговли шел крайне медленно и вязко. Противоречия, существующие между развитыми и развивающимися экономиками, оказались намного глубже, чем можно было предположить. Дохийский раунд ВТО начался еще в 2001 году, затянулся на 7 лет вместо 5, и единственный результат, которого удалось достичь таким большим трудом, это так называемое Trade Facilitation Agreement. Я бы перевел как «Соглашение, содействующее торговле», которое до сих пор находится в процессе ратификации.
Если в прошлые годы темпы роста мировой торговли опережали темпы роста ВВП мировой экономики, то сейчас они стали отставать. Наступила глобальная стагнация. Одним из способов ее преодоления стали различные региональные объединения, предусматривающие создание между членами зон свободной торговли, сегодня они носят достаточно распространенный характер. С одной стороны, это очень широкие соглашения, которые идут по пути либерализации договоренностей гораздо дальше, чем это предусмотрено в рамках ВТО, и даже дальше, чем это даже теоретически возможно сделать в рамках ВТО. А если мы говорим именно о ТТП, то это гораздо более широкие договоренности, чем позволяет АТЭС.
Но главная опасность ТТП заключается в том, что государства, подписавшие соглашения о транс-тихоокеанском партнерстве, объединяют 30% мировой торговли. Транс-атлантическое — еще 50-60%. Сам собою возникает вопрос — а что будет с ВТО? К чему тогда были все разговоры о том, что она будет вырабатывать правила для всех, и все будут руководствоваться принципами и соглашениями ВТО? Это самоуспокоение, которое красиво звучит на словах, но на деле ничего не значит. ВТО нужно либо закрывать за ненадобностью, либо в рамках организации должна начаться столь стремительная либерализация, что большинство стран к ней просто не готовы.
- То есть, региональные экономические блоки вытесняют ВТО?
- В некотором роде да, и все же иных правил международной торговли сегодня пока нет.
И в этом регионализация крайне опасна. С одной стороны, можно сказать, что всевозможные региональные форматы - это такой ответ на глобализацию. Но пока текст соглашений по ТТП видели только сами переговорщики, а в мире идут слухи о том, что все это затеяно в интересах транснациональных корпораций. Для глобальной экономики это было бы крайне плохо, ведь основным двигателем экономики на национальном уровне в любой стране является малый и средний бизнес. Новые соглашения направлены как раз против него. С учетом поведения Соединенных Штатов, для которых международные соглашения не приоритет, и линия поведения выстраивается с упором на экстерриториальность американских норм и законов. Это видно сейчас на примере BNP-Paribas и Volkswagen и проявляется во многих аспектах, с которыми сталкиваются и европейские, и другие мировые компании.
- Есть ли будущее у этого объединения? Долго ли оно просуществует?
В мировых экономических кругах уже возникла глубокая озабоченность относительно ТТП, но нужно видеть текст. Но уже из существующего охвата и состава участников видно, что никакой пользы мировой торговой системе это не принесет.
Это не просто торговля без таможенных пошлин, это намного более глубокий интеграционный процесс. Вопросы интеллектуальной собственности, иностранных инвестиций и многое другое будет создавать определенные проблемы и для стран-участниц ТТП, и для региональных объединений, в которых они уже состоят. Самое главное — пока неизвестны механизмы управления новым форматом.
Будет ли им управлять некий наднациональный орган или все будет регулироваться на уровне соглашений? Учитывая американскую правовую «культуру», которая ставит собственные интересы выше международного законодательства, сразу понятно, что для всех это будет, мягко говоря, крайне непростой партнер.
Экономист Михаил Делягин настроен еще более радикально. Он считает, что Транс-Тихоокеанское партнерство — это, с одной стороны, экономическое рабство для стран-участниц, а с другой - пиар-акция президента США Барака Обамы перед выборами, чем реальный экономический проект.
- Пока идет речь о ратификации только рамочного соглашения. О сроках создания свободных экономических зон не сообщается. Но Барак Обама будет все чаще и чаще говорить о каких-то достижениях, победах и заслугах, ведь президентские выборы по американским меркам уже почти на носу. И, конечно, лоббирует Обама не республиканцев, от которых баллотируется Хиллари Клинтон, а демократов в лице господина Байдена. И ради того, чтобы увидеть представителя нужной партии в президентском кресле, он еще не так в лепешку разобьется.
- Для США пиар-акция, а для других стран-участниц ТТП?
- Помимо зоны свободной торговли, ТТП подразумевает фактически передачу экономического суверенитета стран-участниц нового альянса Соединенным штатам. Это касается, прежде всего, разрешения торговых споров. Если к вам пришел иностранный инвестор, а вы вдруг понимаете, что его продукция некачественная или даже опасная, или в вашем государстве меняется налогообложение, вы обязаны будете компенсировать этому инвестору всю упущенную им потенциальную прибыль. Участники ТТП становятся фактически заложниками крупного бизнеса, прежде всего, американского.
-Зачем же им идти в такую кабалу?
- Они долго отбрыкивались, но американцы умеют давить — ведь их рынок критически важен для всех подписантов Транс-Тихоокеанского соглашения.
Но давайте подумаем, какая может быть зона свободной торговли, например, с Японией? Это страна, на внутреннем рынке которой очень высокие цены. Соответственно, она жестко старается защитить его различными мерами. Но если Японию вынудят отказаться от протекционизма и открыть свой рынок для стран, где издержки гораздо ниже, японская экономика попросту рухнет. Уму непостижимо, как Вьетнам и Япония могут пойти на такой диктат США над собой — память о сброшенных американских бомбах достаточно сильна в обеих странах. Поэтому, скорее всего, не стоит пока серьезно воспринимать рамочное соглашение по Транс-Тихооканскому партнерству как безусловную данность и для зоны свободной торговли, и для всего остального. Пока это только крупная пиар-акция США.
Автор: Анастасия Казимирко-Кириллова