Успех промышленной ОЭЗ «Моглино» как пример для тиражирования
Дискуссия вокруг темы ОЭЗ не утихает. Одна часть экспертов полагает, что на фоне экономической рецессии обозначилась тенденция снижения интереса инвесторов к ОЭЗ, а государству сложнее предоставлять льготы резидентам. И для государства, и для инвестора ОЭЗ – дорогое удовольствие. Вторая часть экспертов убеждена, что механизмы ГЧП способны успешно работать и привлекать компании в ОЭЗ, особенно в условиях обозначившейся тенденции локализации иностранных предприятий в России.
Наиболее востребованными со стороны инвесторов оказываются промышленные ОЭЗ. Современные вызовы скорректировали их актуальность, поставив впереди туристические и игровые.
В чем же успех ОЭЗ промышленного типа? Свою экспертную оценку дает директор департамента содействия инвестициям и инновациям ТПП РФ Алексей Вялкин.
– В начале сентября в ТПП РФ свои ОЭЗ представили сразу три региона – Псковская, Астраханская области и город федерального значения Севастополь. Выбор регионов, также сделавших ставку на промышленные ОЭЗ, отражает оптимизм экспертов – будущее за промышленными ОЭЗ. Особый интерес со стороны зарубежных инвесторов вызвала ОЭЗ «Моглино», представленная в рамках презентации экономического и инвестиционного потенциала Псковской области.
– В чем успех Моглино? Прежде всего отметим, что еще на стадии разработки проектной документации этого парка учитывались ключевые направления развития экономики Псковской области (импортозамещение, ориентация на экспорт). Проектировщики предложили ориентировать парк на привлечение резидентов-производителей сельскохозяйственного оборудования, стройматериалов, электротехники. Кроме того, было подготовлено специальное руководство по работе с потенциальными инвесторами, рекомендации по созданию необходимой инфраструктуры.
Большой плюс в работе управляющей компании – это то, что развитие парка происходит комплексно. На территории парка действует режим свободной таможенной зоны. Ставки арендной платы за пользование земельным участком рассчитываются в зависимости от категории резидента и объема инвестиций. Планируется даже открытие учебного центра по подготовке специалистов как для работы в управляющей компании, так и для занятых на производствах внутри особой экономической зоны, причем подготовка кадров для резидентов ОЭЗ по инженерным специальностям будет проводиться совместно с Институтом технического образования Сингапура.
Опыт нашей работы по содействию в привлечении инвестиций показывает, что на первом этапе сотрудничества индустриального парка с регионом кроме наличия необходимой инфраструктуры чрезвычайно важным критерием оценки со стороны инвестора является удобный налоговый режим, созданный для парка. Причем это касается как льгот по региональным налогам, так и вопросов, связанных с льготами по НДС и его возмещением. Часто, даже если в региональном законе обозначен значительный перечень льгот, получить их оказывается крайне сложно ввиду отсутствия конкретных механизмов.
Власти региона зачастую радушно принимают инвестора, после чего налоговые органы сообщают ему о том, что они лично инвестора не знают, посему НДС ему будет возмещен только в судебном порядке. Для зарубежного инвестора идея начинать реальные деловые отношения с регионом с судебного иска выглядит ужасающе, поэтому зачастую они склонны отказаться от проекта, так как, скажем, в странах ЕС сомнения налоговых органов в добросовестности компании означают разрыв отношений. В этот момент в глазах инвестора бренд региона полностью рушится.
Построенный парк необходимо «заселить» резидентами, а чтобы резиденты согласились прийти в парк, его возможности нужно грамотно «продать». Для позиционирования и продвижения регионального индустриального парка следует определиться с главными маркетинговыми факторами.
Первое – это обозначить сегменты промышленности и предпочтительные типы производств, для которых подходит площадка ввиду ее географического положения, инфраструктуры, особенностей менеджмента и деловых связей владельца площадки. И второе – определить возможные типы производств на случай, если возникнут смежные с основными типы предложений (иногда случается, что жизнь предлагает неожиданных резидентов и инвесторов), — их стоит принять.
Поэтому, привлекая инвесторов, регионы должны четко прописать систему налоговых льгот и механизмы их получения, чтобы инвестору была предоставлена полная линейка поддержки его активности. Кроме того, необходимо работать с налоговыми органами, предписывая им содействовать инвесторам, получившим одобрение руководства региона, в практическом получении обещанных льгот, включая и федеральные. Поскольку как бы ни был раскручен бренд и какие бы блестящие договоренности у региона не были с инвестором, если в процессе развития проекта инвестор обнаружит недружественное отношение к его работе и прочие препятствия, он может поменять свои планы и обратить внимание на другие площадки.
Справка
В России действуют 24 особые экономические зоны четырех типов: 4 промышленные, 4 инновационные, 13 туристических и 3 портово-логистические. На территории ОЭЗ работает 383 резидента, создано более 14 тыс. рабочих мест, заявлено более 500 млрд рублей частных инвестиций, из которых компаниями вложено в проекты уже более 160 млрд рублей. За период существования ОЭЗ в бюджеты разных уровней уплачено более 16,5 млрд рублей налоговых отчислений. При этом в стадии подписания соглашения о ведении деятельности в качестве резидента особой экономической зоны находятся 15 компаний, которые планируют инвестировать в свои проекты более 30 млрд рублей.
Опубликовано http://www.tpp-inform.ru/regions/6129.html