Репетитор не спешит
Механизм введения патента для самозанятых граждан требует доработки
Минфин разработал законопроект, предполагающий введение патента для самозанятых граждан. Документ предусматривает упрощенный порядок регистрации самозанятых граждан в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП) на основании приобретения патента и распространяется на деятельность в сфере услуг по репетиторству, уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства, ремонту жилых и нежилых помещений.
Законопроект разработан во исполнение Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, однако в предложенной редакции закон не будет популярен в предпринимательской среде. ТПП РФ неоднократно заявляла о необходимости принятия закона, который позволит вывести из "тени" значительное число граждан, самостоятельно организующих свою занятость, реализовать частную предпринимательскую инициативу путем оформления достаточно простых и понятных начинающему, не очень опытному предпринимателю взаимоотношений с государством.
На заседании Госсовета, посвященном проблемам малого и среднего бизнеса, прозвучали очевидные мысли: малое предпринимательство институт, обеспечивающий прежде всего самозанятость; государство должно дать ясный, открытый и долговременный сигнал обществу о том, что предпринимательство - это благо для страны и общества; несогласованность и разнонаправленность мер по отношению к бизнесу снижает уровень доверия к государству, приводит к уходу бизнеса в нелегальное поле, порождает психологию "временщиков".
Такие понятные бизнесу, но в то же время серьезные "ключевые" заявления вселили в предпринимательское сообщество хорошую порцию оптимизма и должны были быть подкреплены более конкретными мерами, в том числе и направленными на стимулирование самозанятости, чего практически не происходит.
По данным мониторинга ТПП РФ, по состоянию на 1 июля только 30% регионов воспользовались правом ввести "налоговые каникулы" для вновь зарегистрированных предпринимателей. При этом повсеместно мы наблюдаем практику использования минимального количества видов деятельности, по которым возможно их применение, а также сокращение до минимума количества наемных работников, которые при этом могут работать у таких бизнесменов.
И законопроект также не будет способствовать всплеску узаконенной предпринимательской активности бывших "нелегалов". Причин несколько. Закон распространяется на незначительное количество граждан, оставляя при этом "в тени" гораздо большее количество работающих. Палата считает необходимым распространить его дополнительно на такие сферы, как техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, транспортные услуги, парикмахерские и косметические услуги, ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых приборов, часов, ремонт мебели, услуги поваров по изготовлению блюд на дому, услуги по озеленению и цветоводству, деятельность представителей творческих профессий, выступающих на индивидуальной основе, и другие (всего предложено 23 вида деятельности).
Заведомое сокращение видов деятельности, по которым можно приобрести патент, не позволит достигнуть поставленной цели по выведению этой категории работающих "из тени", а число самозанятых граждан, приобретающих патент, будет минимальным. Кроме этого, не предусмотрена возможность включения в стоимость патента страховых взносов - реализации так необходимого начинающему бизнесу механизма "единого платежа" - простого, понятного и позволяющего предпринимателю заранее просчитать объем всей фискальной нагрузки, с которой ему придется столкнуться с первых дней работы. Этот механизм должен являться неотъемлемой частью мер, направленных на упрощение ведения предпринимательской деятельности и сокращение административных процедур.
Если ставить вопрос о создании комфортной среды для "стартующего" бизнеса, что называется, по большому счету, то можно хотя бы в отношении этой категории предпринимателей попытаться решить вопрос об освобождении их от уплаты страховых взносов.
Часть самозанятых лиц, например репетиторов, имеет постоянный заработок по основному месту работы, отчисления с которого являются достаточными для формирования их пенсионных прав. Целесообразно рассмотреть возможность освобождения таких лиц от уплаты страховых взносов с доходов, получаемых ими в качестве индивидуальных предпринимателей. ТПП России уже направила свою официальную позицию в адрес разработчиков и готово конструктивно обсудить его на площадке органов власти.