Загудят ли заводы? Эксперт о том, как поднять промышленность
Промпроизводство в мае, по данным Росстата, упало на 1,4%, причём его главный сектор - обрабатывающий - рухнул на 4,4%. Но в правительстве продолжают надеяться на рост.

О том, что для него необходимо, «АиФ» рассказал Дмитрий Курочкин, вице-президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ.

Из Лондона - в Россию

- По-прежнему ряд стратегических отраслей экономики на 80-90% зависит от импорта: станко¬строение, тяжёлое машиностроение, лёгкая промышленность, радиоэлектроника, фармацевтика, медицина. Производство продолжает падать, и прежде всего страдают обрабатывающий сектор и машиностроение - основа новой индустриализации.

Далеко не все предприниматели могут получить господдержку и отмечают «запретительные» ставки по кредитам. Эту проблему представители малого и среднего бизнеса по¬ставили на первое место в ходе недавно проведённого нами опроса.

Но сейчас ЦБ РФ снижает ключевую ставку, и можно ждать оживления кредитования, притока инвестиций. Этот процесс уже начался; десятки миллиардов долларов возвращаются из Лондона в Россию. Надежду поддерживает и то, что в законе «О промышленной политике в РФ» учтены предложения ТПП РФ по улучшению условий для инвестора - предусмотрена гарантия неизменных условий ведения бизнеса до окончания реализации проекта и увеличение срока контракта до 10 лет.

Деньги от государства

Пока же в основном промышленность питают государственные средства. Кто и как их получает? Существует 20 отраслевых планов по -импортозамещению. Экспертный совет при Минпромторге рассматривает инвестиционные проекты, на которые выделяются целевые бюджетные займы - от 50 до 700 млн руб. по ставке 5% годовых на срок до 7 лет. До этой стадии доходит примерно 10% проектов (уже утверждено 12 проектов). Здесь и производство новых материалов, и аграрные предприятия, и нанотехнологии.

Поскольку банкам по-преж¬нему невыгодно инвестировать в производство, государство должно обеспечить финансирование предприятий реального сектора по ставке не выше ключевой плюс 0,5% на период не менее 5 лет. При этом необходимо упростить процедуру отбора проектов, снизить требования к их показателям. Сейчас на госфинансирование могут претендовать лишь крупные проекты стоимостью от 1 до 20 млрд руб. Правильно было бы опустить эту планку до 500 млн руб. и уменьшить взнос самого инициатора - с 20 до 15%.

Тарифная удавка

Обязательно нужно наладить взаимодействие крупного, среднего и малого бизнеса - это одно из ключевых условий развития. В Германии, Франции, Италии малые предприятия работают на средние, средние - на крупные, и все хорошо себя чувствуют. У нас же крупный, средний и малый бизнес существуют как бы параллельно. Крупный - в основном оборонный или сырьевой, там и капиталы, и инновации. Малый и средний бизнес - торгово-по¬среднический, здесь доля инновационных предприятий не более 2%. Малому предприятию крайне сложно принять участие в госконтрактах корпораций. Только чтобы узнать о потребностях госкомпаний в поставках, необходимо просмотреть тысячи сайтов и сделать столько же звонков.

Включением малых и средних предприятий в производст¬венные цепочки крупных компаний, согласно поручениям президента, займётся создаваемый сейчас институт развития. А мы готовим проект общероссийского Реестра надёжных партнёров, куда вошли бы такие поставщики, соответствующие требованиям корпораций.

Необходимо также снизить нагрузку на бизнес. В Госдуме рассматриваются поправки в Налоговый кодекс для поддерж¬ки малого бизнеса. Например, будет расширен перечень видов предпринимательства, которые могут быть переведены на патентную систему. Но помимо налогов реальный сектор задавлен тарифами на газ, электроэнергию и грузоперевозки. Для производителей стройматериалов, деревообработчиков, металлургов и химиков затраты на услуги естественных монополий составляют от 11 до 21%. Целесообразно заморозить тарифы хотя бы на 2015-2016 годы.

http://www.aif.ru/money/business/1532924