Леонид Романов: Система негосударственного обеспечения безопасного развития общества давно и успешно действует
08 июня 2015 года, в объединенной редакции медиапортала "Хранитель" и практического журнала "Охранная деятельность" в рамках рабочей встречи актива Общественного совета ГУ МВД России по Московской области состоялось интервью с членом Координационного совета НСБ России, заслуженным мастером спорта, заслуженным тренером РСФСР, заслуженным работником физической культуры РФ генерал-майором внутренней службы, генеральным директором Благотворительного фонда "Центр помощи беспризорным детям" ТПП РФ Леонидом Михайловичем Романовым.

Освещая роль и место негосударственной сферы безопасности в жизни страны, Леонид Михайлович отметил, что НСБ как отрасль существует уже много лет, и вполне доказала свою жизнеспособность. Функционирование негосударственной сферы безопасности можно и нужно воспринимать как необходимость. Леонид Романов считает аксиоматичной обязательность законодательного закрепления и усовершенствования роли отрасли НСБ для того, чтобы отрасль могла приносить ощутимую пользу государству и людям, и этой цели нужно стараться достичь всеми законными способами.
 
Несмотря на то, что в этом плане мы ничего нового не изобрели, во всем мире система негосударственного обеспечения безопасного развития общества давно и успешно действует, в части усовершенствования отрасли негосударственной сферы безопасности нам еще много предстоит сделать.
 
По состоянию на сегодняшний день некоторые элементы деятельности отрасли дают основание представлять позицию отрасли на рынке как бы ущемленную в возможностях. Леонид Романов выразил твердое убеждение, что негосударственная сфера безопасности должна обладать всеми правами, которые позволят ей охранять общественную безопасность и оказывать реальную помощь в обеспечении безопасности страны наряду с государственными органами. Для этого отрасль обладает почти всеми необходимыми ресурсами. Однако для стопроцентного утверждения данного тезиса отрасли необходимы соответствующие полномочия, зафиксированные государством; без этого невозможно поступательное движение в развитии отрасли НСБ.
 
На вопрос о том, какова оценка законопроектов, предусматривающих предоставление отдельным министерствам и ведомствам права формировать собственные подразделения, обеспечивающие осуществление охранных функций, и урезание возможностей структур НСБ по выполнению задач в рыночном пространстве этих министерств и ведомств, Леонид Михайлович ответил, приведя живой пример из практики прошлых лет. В Советском Союзе была, к примеру, ведомственная охрана на железнодорожном транспорте; в 90-ые годы прошлого столетия в Правительстве Москвы усилиями первого заместителя Мэра Москвы В.И. Ресина были созданы подразделения так называемой строительной милиции - Управления по охране строительных объектов в структуре Управления вневедомственной охраны ГУВД г. Москвы. 

Как руководитель общественной организации Леонид Романов, исходя из богатого жизненного и профессионального опыта, предположил, что любая крупная корпорация стремится к тому, чтобы все контролируемые ей финансовые средства, по возможности, работали на эту структуру. Реализуя примерно те же экономические механизмы, В.И. Ресин, используя средства московского бюджета, создал аналогичную систему, обеспечивавшую охрану строительных объектов, техники и т.п.
 
Можно по-разному относиться к результатам деятельности подобных структур, но, в данном контексте, это никоим образом не умаляет возможностей негосударственной сферы безопасности.

Сегодня мы постепенно приходим к тому, что нет ничего страшного в том, если в какой-либо структуре, например, в Газпроме, будут существовать специальные подразделения, которые будут охранять трубопроводы. Это нормальная, объяснимая позиция ведомств. Однако это совсем не значит, что для этих же целей нельзя использовать подразделения частных охранных организаций, но – не любых, а лишь тех, которые зарекомендовали себя в работе с наилучшей стороны, на самом высоком уровне. 

Кроме того, Леонид Михайлович считает, что не следует пренебрегать положительным опытом зарубежных коллег, в части формирования законодательной базы и последующего создания частных компаний военной направленности. Одно другому не мешает. Организации, которые владеют за рубежом активами, должны иметь альтернативу, иметь возможность выбора в том, какая именно организация будет охранять их имущество – их собственные подразделения или же структуры негосударственной сферы безопасности, которые, возможно, будут иметь преимущество, в части технического оснащения, квалификации сотрудников, которые прошли хорошую школу, имеют большой профессиональный опыт, и т.д. Зарекомендовавшие себя с положительной стороны частные охранные организации вполне могут заменить любое военизированное подразделение в плане достижения целей обеспечения охраны и безопасности объектов и имущества.

Главным здесь видится обязательность наличия конкурентной основы. Не будет конкуренции – не будет качества. А для этого должны быть законодательно уравнены права ЧОО и ведомственных охранных структур.
 
Оценивая роль Общественной палаты Российской Федерации и профсоюзов в обеспечении общественного контроля в жизни страны и, в частности, в обеспечении общественной безопасности, Леонид Романов напомнил, что эта тема часто обсуждалась им с членом Общественной Палаты РФ, Председателем Общероссийского профсоюза НСБ Дмитрием Галочкиным и руководителем Общественной приемной "Хранитель Закона", членом Общественного совета при ГУ МВД России по Московской области Вячеславом Калининым. Учитывая мировой опыт по использованию средств гражданского контроля во многих развитых странах, отечественные специалисты сходятся во мнении, что общественность должна играть большую роль в том, что происходит в государстве. Собственно, для этого и была создана Общественная палата Российской Федерации.

Поскольку существует закрепленное в законодательных актах государства положение об общественном контроле, Общественная палата Российской Федерации как главный общественный контролер, ее различные комиссии просто обязаны осуществлять возложенные на них функции. 

Однако многие люди в нашей стране не понимают, что такое общественный контроль, до многих просто пока не дошло, что это - необходимость времени. Более того, у некоторых представителей органов исполнительной власти существует некий стереотип, этакий тормоз. Они воспринимают себя отдельно от народа, от общественности, которая имеет желание и готовность им помогать.

На многих открытых публичных площадках, в средствах массовой информации стали чаще говорить о том, что, если этим инструментом – контролем общественности – правильно пользоваться, то многое можно сделать. Но некоторые уполномоченные сотрудники государственных и муниципальных органов пока этого не понимают, а некоторые просто морально не готовы делиться властью, побаиваются, мол, как это кто-то будет лезть в мою деятельность. А вот именно этого бояться не надо. Чиновник должен опираться на общественность. Чиновника содержит общество, общество платит налоги, поэтому имеет право контролировать его деятельность. В этом случае будет существенно снижаться коррупционная составляющая и будет стремление к искоренению прочих негативных моментов. Поэтому общественный контроль при правильном подходе к нему со стороны органов исполнительной власти очень важен и необходим. 

Много лет назад некоторые из функций общественного контроля выполняли ветеранские, комсомольские, профсоюзные организации. Это были тоже общественные организации, и они помогали администрациям в решении массы вопросов. Сейчас в этом существует некий пробел, и его необходимо восполнять. Профессиональные союзы в настоящее время являются неотъемлемой частью организованной общественности. Осуществление общественного контроля посредством деятельности профсоюзов, в частности Общероссийского профсоюза НСБ под руководством лидера отрасли - председателя Общероссийского профсоюза НСБ Дмитрия Галочкина, должно играть важную роль в жизни страны и общества.

Леонид Романов сказал несколько слов о роли Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в развитии негосударственной сферы безопасности в России. 

Леонид Михайлович начал с упоминания о том, что 26 мая 2015 года в Центральном выставочном комплексе «Экспоцентр» состоялся форум, одним из главных организаторов которого выступила Торгово-промышленная палата Российской Федерации. Леонид Романов назвал Торгово-промышленную палату РФ своеобразным законодателем мод в плане развития малого и среднего бизнеса; при этом именно к этому сегменту предпринимательства относятся большинство организаций негосударственной сферы безопасности.

Торгово-промышленная палата РФ делает очень много для того, чтобы малый и средний бизнес, включающий в себя предприятия, относящиеся к сообществу НСБ, активно развивался и достиг того уровня, какой является привычным для всего международного сообщества. 

Леонид Михайлович отметил, что, несмотря на существующие трудности в экономике, отрасль негосударственной сферы безопасности получает ощутимую поддержку со стороны ТПП РФ. В этой связи был упомянут возглавляющий это направление, вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Владимир Страшко, который, по словам Леонида Михайловича, является квалифицированным специалистом, опытным руководителем, человеком по отношению к отрасли НСБ далеко не посторонним. Руководство ТПП РФ вносит значительную лепту в развитие НСБ, уделяет проблемам отрасли большое внимание, и держит на контроле каждый вопрос из того объема, что постоянно обсуждается.

В заключение интервью Леонид Романов пожелал читателям медиапортала "Хранитель" и практического журнала "Охранная деятельность" успехов на профессиональной стезе, а всей отрасли негосударственной сферы безопасности – дальнейшего становления во имя безопасности и благополучия нашей страны. 

В свою очередь мы благодарим Леонида Михайловича за теплые слова и за деятельное участие в общественной жизни нашей отрасли!