Кризис осложнит работу банков и других организаций
Главной новостью марта стала годовщина присоединения Крыма. Соответственно, прошел год и с того момента, как против России впервые за ее современную историю были введены санкции. Насколько суровыми они являются к настоящему моменту, следует ожидать их дальнейшего ужесточения или, напротив, постепенного смягчения и снятия? Как реагирует на новые условия бытия российская экономика? На эти и другие вопросы ответил в интервью NBJ директор Департамента содействия инвестициям и инновациям ТПП РФ Алексей ВЯЛКИН.

NBJ: Алексей Григорьевич, как бы Вы охарактеризовали главные последствия санкций для России и для ее взаимоотношений с различными регионами мира?

А. ВЯЛКИН: Главные последствия санкций – это ухудшение экономического положения российских импортеров (прежде всего, автопрома) и торговых компаний. В течение 2015 года ситуация осложнится и для банков – им придется создавать дополнительные резервы. Есть отрасли, в которых начались ухудшения еще в конце 2014 года, – это туристический бизнес, авиаперевозки. В долгосрочной перспективе негативные последствия для нашей страны будут иметь ограничения, накладываемые на экспорт в Россию высоких технологий и на доступ российских банков к дешевым кредитным ресурсам.

Многие инвесторы сейчас размышляют, стоит ли им рисковать своим капиталом, приходя на российский рынок. Но это касается в основном тех, кто не инвестировал в Россию раньше и не до конца понимает, как в России делать бизнес. 

Западные компании, выполняя предписания, осознают: поддержать санкции – это фактически закрыть для себя рынок России на ближайшие годы, а то и десятилетия. Тем более что конкуренты, не связанные санкционными обязательствами, не дремлют и охотно пользуются ситуацией. Уже сейчас мы можем констатировать факт, что развиваются торговые отношения с партнерами, с которыми за последние годы у нас не было серьезных связей, в том числе с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки. Многое, что связано с этими регионами, перспективно для Российской Федерации. Там есть хороший финансовый сектор, биржи, доступ к капиталу и технологиям.

В рамках ответа на заданный вопрос я хотел бы отметить еще один момент. Благодаря высоким курсам доллара и евро по отношению к рублю, что делает импорт очень дорогим, уже высвобождаются определенные ниши на российском рынке продовольствия, машин и оборудования, химической промышленности и ряда других отраслей. Войти в эти ниши могут не только другие иностранные компании, но и российские производители.

NBJ: Очень хорошо, что Вы сказали об освобождающихся нишах, поскольку это дает возможность задать Вам следующий вопрос: насколько по прошествии года с момента введения санкций, с Вашей точки зрения, состоятельны утверждения, что принятие ограничительных мер против России активизировало процесс импортозамещения в нашей стране?

А. ВЯЛКИН: В любых экономических условиях, даже в условиях санкций, компания или инвестор не требует от правительства гарантий того, что заработает деньги. Но, с другой стороны, инвестор требует от властей страны справедливого обращения с ним, чтобы его успех или неуспех обусловливались лишь достоинствами или недостатками деятельности компании и реализуемых инвестиционных или импортозамещающих проектов. И это обстоятельство необходимо учитывать.

Значительную роль в реализации намеченной стратегии экономического роста и импортозамещения должно сыграть улучшение условий для привлечения прямых инвестиций, уменьшение стоимости входного билета для инвестора на работу в регионе. Без этого, без повышения уровня локализации зарубежных производств, без всемерной поддержки российского конкурентоспособного производителя, импортозамещение останется лишь в планах. 

Эти меры необходимо развивать, опираясь на базовый закон «О промышленной политике». Предложения ТПП РФ были услышаны, и вошли в закон очень важные для инвестора новеллы – заключение специальных инвестиционных контрактов, гарантирующих неизменные условия ведения бизнеса до окончания реализации проекта и увеличение срока контракта до десяти лет. Это мотивирует бизнес и кредитные организации вкладываться в промышленные проекты.

Поговорим теперь о минусах, которые могут затормозить процесс импортозамещения. С одной стороны, у нас много говорится о создании фондов, о финансировании промышленности, с другой – все мы понимаем, что предприятия должны иметь оборотные средства. Получить их, за редким исключением, сегодня можно только в банке, а что это такое – получить кредит в нашем банке (и под какие проценты) – объяснять нет нужды. 

Санкционное противостояние – явление неприятное, но мы теперь на практике убедились: экономика должна иметь запас автономности. 

Сегодня очень быстро (более 10% прироста в год) развивается наш рынок медицинской продукции, который в прошлом году оценивался примерно в триллион рублей. Причем объем продукции отечественного производства уже превысил 230 млрд рублей. Тенденция правильная, хотя до сих пор производство качественных российских аналогов лекарств не остановило рост импорта. Нужны законы, которые позволили бы активнее использовать имеющиеся у нас мощности – в том, что они есть, не может быть никаких сомнений.

Российская легкая и текстильная промышленность могут производить продукцию, аналогичную зарубежной. Государству нужно поддержать отечественных производителей. В Ивановской области построят комплекс по выпуску прогрессивных полиэфирных волокон (они сегодня вообще не производятся в Таможенном союзе), что позволит снизить долю импорта данной продукции до 40%. Это и есть наглядный пример того, как может быть решена проблема импортозамещения.

Серьезно поддержать российский бизнес может и должен государственный заказ. Подняли вопрос импортозамещения в сельском хозяйстве и пищевой промышленности. Но быстро данную проблему, конечно, решить невозможно – на это нужно время.

NBJ: В последнее время часто говорят о возможном применении к России такой санкции, как отключение нашей банковской системы от международной системы расчетов SWIFT. Какие последствия это может иметь для российских банков в частности и для национальной экономики в целом?

А. ВЯЛКИН: Прежде всего надо отметить, что Россия – один из самых активных участников SWIFT: российские банки занимают второе после американских финансово-кредитных организаций место по количеству осуществляемых операций и 15 место – по объему транзакций. Соответственно, в случае принятия такого решения будут приостановлены расчеты по всем экспортно-импортным операциям российских компаний, и это, конечно, очень болезненное последствие. Однако автоматически будет произведена и остановка платежей нероссийским контрагентам, среди которых огромное количество американских и западноевропейских корпораций и фирм.

Потери будут огромны для всех. Возможно, если Евросоюз действительно примет решение наказать Россию с помощью отключения от SWIFT, то, по аналогии с уже действующими ограничениями, запрет затронет только часть банков.

NBJ: Насколько вероятным представляется Вам дальнейшая эскалация санкционной войны?

А. ВЯЛКИН: Многие ведущие западные эксперты начиная с августа прошлого года предсказывают окончание санкционной войны. Однако она продолжается, и ее масштабы лишь увеличиваются. Тональность выступлений представителей европейских правительств и администрации США, по сути, не изменилась и в 2015 году. Как они утверждают, ответственность за прошлогодние события на Украине лежит на Москве, и возможно очередное расширение санкционных списков. На этом фоне можно прогнозировать, что дальнейшая эскалация санкционного противостояния вероятна.  

беседовал Иван Скогорев