Советник Президента ТПП РФ Владимир Губернаторов: Социальный бизнес - лекарство для здравоохранения
Недавно завершившийся год стал одним из самых тяжелых для российского здравоохранения в истории новой России. Несмотря на протесты общественности и профессионального сообщества, прошли массовые сокращения персонала государственных поликлиник и больниц по всей России. Да и сами медицинские учреждения в лучшем случае сливают с другими, в худшем – просто ликвидируют. Куда пойдут высококлассные специалисты, потерявшие работу, что получат взамен граждане – эти вопросы остаются открытыми. Казалось бы, выгоду от происходящего должны получить платные клиники. Однако в частной медицине дела тоже обстоят не лучшим образом. Так или иначе, в первую очередь от реформы здравоохранения пострадают незащищенные слои населения. Как помочь им в сложившейся ситуации, пытались выяснить участники круглого стола «Социальное предпринимательство как механизм решения проблем доступности и качества социальных услуг в сфере здравоохранения».

Эксперты из частных и государственных медицинских учреждений, представители общественных организаций, юристы выясняли, как обеспечить реальную доступность высокотехнологичных медицинских услуг для широких слоев населения в полном объеме и роль социальных медицинских предприятий. Почти три с половиной часа эксперты пытались прийти к общему мнению, выработать необходимые меры и предложения, с которыми следует обратиться к государству за поддержкой. Однако подходы различных экспертов к проблеме разошлись. Главной точкой преткновения стал статус врача-специалиста и необходимость его превращения в бизнесмена-менеджера. Кроме того, обратил внимание представитель Минэкономразвития, само понятие социального предпринимательства до сих пор остается неопределенным.

Позицию ТПП РФ на этом мероприятии представил советник Президента Палаты Владимир Губернаторов. Он обратил внимание присутствующих на то, что существующая частная медицина рассчитана прежде всего на обеспеченных и состоятельных граждан. Переломить ситуацию могли бы социально ориентированные предприниматели в этой сфере, но им сейчас приходится непросто. Пенсионеры, инвалиды, матери-одиночки, люди на грани или за гранью бедности – основные клиенты таких клиник. Ценник за услуги для них должен быть значительно ниже, чем в обычном частном медучреждении, и представители социального бизнеса в других сферах идут на это, отказываясь от сверхприбылей. Однако в последнее время ситуация осложняется еще и слишком высокой стоимостью аренды помещений в столице и в других крупных городах.

Выходом могли бы стать механизмы государственно-частного партнерства. После сокращений и слияний в рамках реформы здравоохранения, ряд помещений, изначально предназначенных под медицинские цели, оказались пустующими. Дальнейшая их судьба пока неизвестна. Было бы целесообразно использовать их под социальные частные медклиники на льготных условиях аренды. Одновременно это дало бы возможность трудоустройства высококвалифицированных специалистов, попавших под слияния и сокращения. Такая практика могла бы распространиться и на регионы. Чтобы это стало реальностью, необходимо приятие двух законопроектов – «О социальном предпринимательстве» и «О государственно-частном партнерстве».

Комплексные задачи по обеспечению населения медицинским обслуживанием, стоящие перед государством, бизнесом и обществом, могут помочь решить кластерные принципы организации предприятий. В качестве примера на круглом столе был озвучен опыт Санкт-петербургского медицинского кластера, который действует уже несколько лет.

В результате обсуждения экспертам удалось выработать ряд общих предложений, с которыми Общественная палата выйдет на органы власти. Однако на самом круглом столе представители Минздрава и других ключевых ведомств не присутствовали, а значит главный вопрос – желание государства принять участие в развитии социального предпринимательства в здравоохранении – остается открытым.