Сергей Катырин: Зависимость от импорта не должна быть критической
В канун Нового года мы встретились с президентом Торгово-промышленной палаты России Сергеем Катыриным, который поделился с нами своим видением главных экономических итогов 2014 года.

- С наступающим Новым годом вас, Сергей Николаевич!

– Спасибо. Позвольте и мне поздравить коллектив редакции, ваших читателей, пожелать всем здоровья и чтобы 2015-й был лучше и счастливее нынешнего, уходящего.

Да, 2014 год был непростым. Что же, сильно порушились наши связи с Европой из-за санкций?

– Торговля с Европой заметно упала. Доля ЕС в нашем внешнеторговом обороте сегодня составляет немногим больше 49%. Санкции – оружие обоюдоострое; мы сразу предупредили об этом тех политиков, которые, как говорится, заварили эту кашу, но, похоже, сначала нам не очень-то верили.

В этом году Европа и США затормозили взаимодействие на некоторых направлениях. «Просело» и инвестиционное сотрудничество. Мы, естественно, отреагировали на санкции, тоже скорректировали сотрудничество с рядом европейских стран и США, запретили ввоз некоторых товаров, внесли изменения в некоторые проекты, ужесточили таможенную политику, фитосанитарный контроль. Начали меняться приоритеты нашей торговой политики – более активно пошла работа со странами АТР, Латинской Америки, с Новой Зеландией… Такие вот итоги «санкционного года».

То есть на европейском направлении в будущем году не следует ожидать интересных крупных проектов?

– Почему же? Думаю, они возможны. Страны ЕС не вычеркнуты из списка наших приоритетных партнеров. Тут главное – взаимная заинтересованность и добрая воля. С нашей стороны готовность работать есть. Объективно Россия и сегодня продолжает входить в лидирующую группу партнеров ЕС – после Китая и США. Наличие долгосрочных деловых и исторических связей и соседство РФ и ЕС – это тоже факторы, которые нельзя игнорировать. Кстати, несмотря на мнение политической элиты, западные деловые круги продолжают видеть в России надежного и перспективного партнера, настроены на продолжение сотрудничества. Вот пример: в РФ работает 6 тысяч немецких компаний, представительства многих из них аккредитованы при ТПП России. Ни одна из этих компаний не заявила об уходе с российского рынка. В России работает свыше 1200 австрийских фирм, и все они только ждут ослабления санкций, чтобы взяться за новые проекты.

Их позиция понятна: санкции – не навечно. А вот повторное вхождение на рынок – дело хлопотное и не всегда успешное. Известно: свято место не бывает пусто; на те направления, которые закрыты Европой для сотрудничества, приходят другие компании из других стран, и они без боя уступать не будут. Деловые круги Запада сами понимают недальновидность и убыточность для бизнеса введенных санкций и все больше высказываются за продолжение делового сотрудничества с Россией.

Какие три-четыре события 2014 года, важные в целом для экономики и для бизнеса, прежде всего для малого и среднего, вы бы выделили?

– Их было достаточно много. Например, в уходящем году заработала новая контрактная система. Я имею в виду ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Госзаказ, заказ предприятий с госучастием – это, по различным оценкам, до 13–14 триллионов рублей, причем его солидная часть по закону должна выполняться малым и средним бизнесом. То есть у страны появился великолепный инструмент поддержки бизнеса, можно сказать, инвестиций в его развитие. Известно ведь: лучшая поддержка предпринимателя – это создание возможностей работать, активно вести бизнес и, следовательно, зарабатывать и развиваться. Далеко не все пока получается, приходится совершенствовать процедуры, что называется, на ходу, некоторые необходимые подзаконные акты для полноценной работы закона все еще не приняты. Говорят, что это «болезни роста», но пора бы уже им пройти, пора бы начинать полноценную работу.

Одним из самых значимых событий года я бы назвал также принятие закона «О промышленной политике в Российской Федерации». Мы считаем, это реально поможет создать в стране конкурентоспособный промышленный сектор. Закон принят Государственной думой 16 декабря сразу во втором и третьем чтениях. Кстати, стартовая версия законопроекта была разработана ТПП РФ еще в 2007 году. Впоследствии палата сопровождала нынешнюю версию законопроекта на всех стадиях его подготовки и принятия. В том числе в рамках деятельности соответствующей рабочей группы Минпромторга РФ. Мы передали в Госдуму РФ поправки к законопроекту, четыре из них были учтены.

Очень важно, что положения закона, в которых говорится о применении специального инвестиционного контракта, содержат так называемую «дедушкину оговорку». Ее суть в том, что в отношении инвестора не будут применяться последующие изменения законодательства, если они могут ухудшить его положение.

К сожалению, из законопроекта исключены положения о создании Совета по промышленной политике при Президенте РФ (в него входили представители общественных организаций). Правда, есть высокая вероятность того, что Совет все же будет создан указом Президента РФ. Теперь необходимо подготовить нормативные правовые акты, без которых этот важнейший для нашего производственного сектора закон в полную силу не сможет работать.

В уходящем году был создан Евразийский экономический союз, он заработает с первой минуты 2015 года. Это знаковое событие, серьезнейший экономический шаг.

Наконец, недавно бизнес услышал давно ожидаемое обещание Владимира Путина в Послании к Федеральному Собранию не повышать четыре года налоги. Такие «каникулы» крайне нужны в нынешней ситуации; бизнесу надо восстановить силы, укрепиться. Жаль, что речь шла только о налогах, а не в целом о совокупной финансовой нагрузке…

То есть?

– Нагрузка на бизнес – это еще и всевозможные сборы: страховые, экологические, за отходы и так далее и тому подобное. Налоговая четырехлетняя стабильность – это очень хорошо, а вот стабильная совокупная нагрузка – это было бы еще лучше. Помните недавнюю историю с попыткой ввести муниципальные сборы на 22 вида муниципального бизнеса? Ее удалось отбить, к отрицательному мнению бизнеса прислушались, остался только сбор на торговый бизнес в нескольких городах федерального подчинения. Но смотрите, это ведь не налог, это сбор. То есть мы не застрахованы от того, что в условиях «налоговых каникул» не появятся еще какие-нибудь дополнительные сборы. Кстати, по некоторым направлениям у нас в соответствии с уже принятыми законодательными актами вводятся дополнительные финансовые нагрузки, начиная с 2015 года. Было бы правильным перенести хотя бы некоторые из них на 2016-й, чтобы в очень непростом наступающем году немножко бизнес разгрузить.

А как наши дела в ВТО? Мы состоим в организации уже третий год. Стало ли приносить нам какую-то пользу это членство?

– Положительные сдвиги за эти два года появились. Понемногу растет наш экспорт. Поставки за рубеж отечественных машин и оборудования выросли на 16 процентов, одежды и обуви – на 26%, продовольствия – на 5%. Относительно же низкий показатель общего роста российского экспорта (0,6%) – это результат сильного снижения продаж за рубеж химической продукции и металлов, которые стали пользоваться большим спросом внутри страны.

Российские предприниматели получили возможность – и, замечу, они воспользовались ею – преодолевать антидемпинговые барьеры, используя правовые процедуры и аргументы ВТО. Наше законодательство приведено в соответствие с правилами ВТО, что позволило, например, российскому бизнесу участвовать в оценке регулирующего воздействия на бизнес-проекты нормативно-правовых актов. При всех недостатках этого механизма он доказал свою эффективность. Растет консолидация российского бизнеса, укрепляется его лоббистское влияние в различных секторах экономики. Благотворное влияние нашего членства в ВТО, на мой взгляд, еще и в том, что России и странам, которые вместе с Россией с 1 января 2015 года объединяются в Евразийский экономический союз, удалось добиться предсказуемости, транспарентности государственной экономической политики. Одним из подтверждений этому служит то, что более двух десятков стран заявили о заинтересованности в заключении с нашим интеграционным объединением соглашений о свободной торговле.

Но вот в опубликованном на днях докладе офиса торгового представителя США, посвященном соблюдению Россией принципов ВТО, говорится, что российские контрсанкции вредят открытому рынку. И это, мол, противоречит принципам и правилам ВТО…

– Интересная постановка вопроса! Все ведь и началось с санкций против нас. Мы говорили и говорим, что они противоречат правилам ВТО, так как дискриминируют отдельно взятую экономику, ставят ее в неравную ситуацию по сравнению с конкурентами. Что же получается? Меры против России, которые, собственно, и подрывают принципы Всемирной торговой организации, – это хорошо и правильно? А наш вынужденный ответ на санкции, противоречащие принципам ВТО, – это плохо и неправильно? Надо быть последовательным. Правила должны быть одинаковыми для всех, только в таком случае ВТО сможет отвечать стоящим перед организацией вызовам и задачам.

Какой главный урок санкций?

– Санкционное противостояние – явление, безусловно, довольно неприятное. Но мы теперь сами на практике убедились: экономика должна иметь повышенный запас автономности. Да, нужно покупать технологии и товары, нужно обмениваться ими, но при этом зависимость от импорта не должна стать критической.

Сегодня наше станкостроение, тяжелое машиностроение, легкая промышленность, радиоэлектроника, фармацевтика, медицина, ряд других отраслей процентов на 80 зависят от импортной продукции. Снижение этой зависимости, достижение импортозамещения – вопрос национальной безопасности.

Так, сегодня очень быстро (более 10% прироста в год) развивается наш рынок медицинской продукции, который в прошлом году оценивался примерно в 1 триллион рублей, причем объем именно отечественного производства уже превысил 230 млрд рублей. Тенденция правильная. Но и сегодня производство качественных российских аналогов не останавливает рост импорта; более 75% средств, направляемых на закупку лекарств и медицинской техники, все еще идет на приобретение импорта, то есть, по сути, на инвестирование зарубежных компаний. А наши мощности задействованы процентов на 60! Иными словами, нужны меры, в том числе законодательные, чтобы было выгодно их использовать на все сто процентов.

Российская легкая и текстильная промышленность также в состоянии производить значительные объемы продукции, аналогичной закупаемой за рубежом, и ждет от государства поддержки отечественных производителей. В Ивановской области запланировано строительство комплекса по выпуску прогрессивных полиэфирных волокон, которые сегодня не производятся в Таможенном союзе. Вот это пример решения проблемы. Импортная составляющая по полиэфирным волокнам и нитям снизится примерно до 40 процентов.

Серьезной мерой поддержки российских предприятий легкой промышленности должен служить государственный заказ. Крайне актуальна тема импортозамещения в сельском хозяйстве и пищевой промышленности.

Сегодня мы по основным направлениям уже знаем, где, что и как надо делать, и уже делаем. За сегодня-завтра проблему импортозамещения, конечно, не решить, нужно время. Но это не повод, чтобы затягивать дело. Надо работать, и все у нас получится.

Сергей Николаевич, до начала 2014-го остается несколько дней. Давайте вернемся к новогодней тематике. Вы ведь любите хоккей…

– Играю в него с детства. Стараюсь посещать каток еженедельно. Последние полтора десятка лет выступаю за любительскую команду Центрального административного округа Москвы. Я – правый защитник.

То есть в новогодние каникулы будете на льду?

– Обязательно. Планирую также поехать на Урал покататься на сноуборде. Полагаю, будет время также для театра. Театр люблю и стараюсь бывать на спектаклях при первой возможности. Не могу, правда, сказать, что я верный сторонник какого-то одного театра.

Спасибо за беседу!

Текст: Андрей Ильин